Харківський історичний музей

Реставрация и исследование иконы “Неопалимая купина”

Краснова Т.Н., Антосяк А.

1998

Четверті Сумцовські читання : матеріали наукової конференції, присвяченої 135-річчю з дня народження Є. К. Рєдіна, 18 квітня 1998 р. – Х., 1999.

 

В июле 1996 года из Свято-Покровского монастыря г. Харькова поступила на реставрацию икона “Неопалимая купина”, выполненная в технике масляной живописи на холсте, неизвестного автора, размером 100,5х76,5 см.

Сюжет иконы “Неопалимая купина” основан на ветхозаветном пророчестве, указывающем на Богоматерь. Неопалимая купина – это куст, который пророк Моисей видел горевшим в огне, но не сгоревшим, что знаменовало собой непорочное зачатие Богоматерью Христа от Духа Святого. Будучи Матерью, она осталась Девой: “До рождества Дева, в рождестве Дева и по рождество Дева”. По другому толкованию, Богоматерь, родившись на грешной земле, пребывала чистой, непричастной греху, не познавшей беззакония.

В ветхозаветном предании Неопалимая купина – горящий, но несгораемый терновый куст, в котором бог Яхве (через ангела Яхве) явился Моисею, пасшему овец в пустыне близ горы Хоров. Бог из горящего куста воззвал к нему, призывал вывести израильский народ из Египта в обетованную землю.

Прообразом Неопалимой купины служит растение, встречающееся на Синайском полуострове, выделяющее летучие эфирные масла, которые легко воспламеняются на солнце.

По народному верованию, икона эта избавляет почитающих ее от огня.

Одна из наиболее древних икон “Неопалимая купина” находится в Московском Благовещенском соборе. Она принесена в Москву палестинскими иноками в 1390 году и, по преданию, писана на камне той скалы, где Моисей видел таинственный куст.

Основанием для реставрации иконы из Свято-Покровского монастыря послужила утрата экспозиционного вида: ветхость и деформация основы, вызванная отсутствием подрамника. Утраты основы, грунта и красочного слоя составляли до 30%, а жесткий кракелюр создавал угрозу осыпи. Икона была скрыта под плотным слоем загрязнений. Фактура холста, рисунок и цветовая гамма практически не прочитывались под ними. Каких-либо сведений, сопровождавших икону, не было.

Проведенные комплексные исследования в области материаловедения и технологии живописи позволили составить план реставрационных мероприятий, на основании которых были проведены следующие процессы:

1. Продезинфицированы лицевая и оборотная стороны иконы.

2. Повсеместно укреплены красочный слой и грунт.

3. Икона сдублирована на новое основание (авторский холст не давал возможности сохранить живопись). Предварительно были сведены прорывы, восполнены утраты авторского холста, расчищена оборотная сторона.

4. Сдублированный холст растянут на подвижной подрамник со скосами и кольями, что дает возможность регулировать натяжение холста при изменении температурно-влажностного режима.

5. Подведен реставрационный грунт в местах его утрат.

6. Утоньчен и выравнен защитный слой, лицевая сторона очищена от загрязнений.

7. Места восполнений тонированы в тон авторской живописи, с имитацией ее фактуры.

8. Нанесено защитное покрытие.

Раскрытие лицевой стороны иконы дало возможность сделать анализ цветового и композиционного решения. Существует несколько иконографий этого образа.

“Неопалимую купину” иногда представляют в виде объятого пламенем куста, над которым возвышается видимая от пояса Богородица с младенцем на руках. Это изображение встречается редко. Гораздо чаще изображается восьмиугольная звезда, окружающая Богоматерь. Звезда обычно составлена из двух четырехугольников. Один – красный – образ пламени, другой – зеленый – напоминает таинственный куст. На реставрируемой иконе звезда составлена из красного и желтого четырехугольников, дополнительно в верхней части поля иконы изображены два куста зеленого и красного цветов, символизирующие тот несгораемый куст, который видел Моисей.

В углах иконы, согласно канонам, должны присутствовать четыре символа, упоминаемые в Апокалипсисе Иоанна Богослова: человек, лев, телец и орел, а также шесть архангелов с символами церковного предания: Михаил с жезлом, Рафаил с алавастром, Ургиел с огненным мечом, Селафиил с кадилом, Варахиил с виноградной гроздью, Гавриил с веткой благовестия. Интересно, что в данной иконе вместо обычных шести архангелов изображены восемь, двое из которых повторяются и расположены не по углам, а в синем круге, обрамляющем восьмиугольную звезду. Символы Апокалипсиса размещены на красном фоне звезды, а четыре херувима – на желтом. По углам поля автор вводит изображение четырех пророков: Моисея, смотрящего на куст, Исайю, Иакова и Илию.

В центре иконы, в круге, как и требуют иконописные каноны, изображена Богородица с Младенцем. В правой руке Пречистой Девы – лестница: знамение того, что Богоматерь возвела человечество на небо.

Автор иконы соединил в своем произведении два общепринятых канонизированных изображения Неопалимой купины, переосмыслив ее и обогатив композицию дополнительными элементами. При этом соблюдена иконописная трактовка образов, цветовой гаммы и композиции в целом.

При проведении архивных поисков появились предположения о написании иконы местной школой. На это указывал высокий художественный уровень исполнения, украинский барочний тип ликов на иконе, ее яркая цветовая гамма, декоративность и условность трактовки образов, а также то обстоятельство, что написана она в технике масляной живописи и в качестве основы выбран холст.

Известно, что в Харькове с 1768 года при коллегиуме Покровского монастыря были утверждены так называемые “прибавочные классы”, которые готовили архитекторов и землемеров. Среди этих классов были и рисовальные. Основателем их стал академик Санкт-Петербургской Академии художеств Иван Семенович Саблуков, выходец с Украины. Классы Саблукова по сути стали первой рисовальной школой академического типа в Украине. В них готовились профессиональные художники. Среди выпускников школы – С. Маяцкий, Я. Калиновский, И. Нешинущий. Со временем “прибавочные классы” были преобразованы в “казенное училище”, а затем в мужскую гимназию. И все это время здесь преподавали ученики Саблукова и ученики его учеников. В созданной им школе соблюдались иконописные традиции 18 в.

К сожалению, ни одной подписной работы, относящейся к этой школе, до настоящего времени не сохранилось. Однако в архивах имеются записи о продаже картин и отчеты. Идентифицируя надписи на иконе с отчетами, удалось установить идентичность стилистических, грамматических и шрифтовых особенностей с почерком Семена Маяцкого, что дает основание предположить что икона выполнена этим мастером. В пользу датировки иконы концом 18 – началом 19 вв. говорит и домотканный холст с нитями синего и серого цветов, который был выявлен при расчистке и широко использовался в этот период.

Выполненный комплекс реставрационных работ позволил не только сохранить уникальное по своей художественной, исторической ценности произведение искусства, но и придать ему экспозиционный вид. После реставрации икона передана в Свято-Покровский монастырь.