Харківський історичний музей
Замовлення екскурсій
 +38(057)7313568

Две тенденции в современной работе музеев исторического профиля: "реформация" и "контрреформация" в музейной экспозиции

Тортіка (Лобанова) Марія Валеріївна, Тортіка Олександр Олександрович

2002

Восьмі Сумцовські читання : збірник матеріалів наукової конференції, присвяченої 100-річчю XII Археологічного з’їзду, 12 квітня 2002 р. – Х. : [Видавництво ХНАДУ], 2003.

В последней трети XX века в экспозиционной работе музеев стран Западной Европы и Северной Америки сформировались две основные точки зрения на задачи музейной экспозиции и, соответственно, на способы и средства ее построения. Падение тоталитарных режимов и распад Союза после 1991 г., позволили музееведам Украины самостоятельно оценить и даже применить на практике некоторые новаторские подходы и концепции зарубежной музеологии. В результате за прошедшие десять лет был накоплен определенный отечественный опыт, была проведена реэкспозиция большинства ведущих музеев исторического профиля, появились первые теоретические работы, связанные с развитием новых направлений в современной украинской музеологии. Подводя некоторые итоги, необходимо отметить, что в первую очередь речь идет о двух полярных подходах, или тенденциях, которые условно можно обозначить как "реформация" и "контрреформация" в музейной работе.

Первую концепцию ("контрреформация") логично рассматривать как традиционную, или консервативную. Суть ее заключается в предельной сдержанности и академизме при построении экспозиции. Главное в музее - это предмет, первоисточник. Все остальное направлено на то, чтобы дать возможность посетителю увидеть этот предмет, раскрыть его содержание и отобразить при помощи группы коллекционных предметов ход истории человечества, страны или конкретного региона. В рамках этого подхода, безусловно, может быть использовано любое современное оборудование, системы освещения, аудиовизуальные средства, компьютерные технологии, но все это носит подчиненный характер, не заслоняет собой музейный экспонат-первоисточник.

Вторая тенденция в экспонировании, или "реформация", связана с гипертрофированным развитием не предметных, а художественно-оформительских и сценарных средств экспозиционной работы. В рамках этого подхода музей старается активно влиять на посетителя, определяет и моделирует способы и формы его восприятия. Основным в такой экспозиции становится не предметный ряд первоисточников, а те художественные и технические средства, тот сценарий и тот набор идей и художественно-эмоциональных образов, которые вложил в нее автор.

Рассматривая эти два основных направления в экспозиционной работе, хочется отметить, что основной функцией музея является, прежде всего, сбор и хранение вещей, памятников истории и культуры. Музей как центр хранения и учета спасает источники от гибели, извлекая их из неустойчивой и часто враждебной внешней среды. В то же время в рамках своей коммуникационной задачи он также и аккумулирует музейные предметы, давая возможность будущим поколениям получить представление о своей истории, об истоках их материальной и духовной культуры. Поскольку украинская законодательная система определила музей как единственный институт сбора и хранения культурных ценностей, необходимо подчеркнуто осторожно подходить к вопросам экспонирования. Аттрактивная нагрузка экспозиции способна не только привлечь или оттолкнуть потенциальную музейную аудиторию, но и всерьез повлиять на общий духовный и культурный уровень музейной аудитории (особенно посетителей младшего, среднего и старшего школьного возраста). К сожалению, проявляющееся в последнее время стремление к упрощению, характерное для "реформаторского" подхода, представляет собой отражение общих тенденций современной жизни, когда на смену хорошей книге приходит комикс, серьезному фильму - пошлый сериал и т.д.

Очевидно, что в данном случае были рассмотрены скорее крайние проявления названных тенденций. Однако их реальное существование указывает на серьезные расхождения во взглядах специалистов на проблему музейного экспонирования. Трудно предположить, что экспозиция действительно должна упрощаться в угоду "ленивому" зрителю, а не заставлять его работать. Многочисленные наблюдения за различными категориями музейной аудитории доказывают, что в большинстве своем степень личного участия музееведа-профессионала в диалоге между музейным предметом и посетителем должна быть незначительна. Скорее всего, будущей формой экспонирования станет некий путь, далекий от идеологического давления, несущий в себе научный академизм (источник как основа экспозиции) и в то же время сдержанную, интеллигентную и ненавязчивую художественную выразительность.