Харківський історичний музей
Замовлення екскурсій
 +38(057)7313568

К вопросу атрибуции гравюр из коллекции А.М. Алферова в собрании ХХМ

Прокатова Тетяна Юхимівна

2002

Восьмі Сумцовські читання : збірник матеріалів наукової конференції, присвяченої 100-річчю XII Археологічного з’їзду, 12 квітня 2002 р. – Х. : [Видавництво ХНАДУ], 2003.

Коллекция графики, собранная знатоком и любителем искусства Аркадием Николаевичем Алферовым, поступила в Музей изящных искусств и древностей Императорского Харьковского университета в количестве около 3000 номеров в 1873 г.

В Харьковский художественный музей она поступила в 1934 году. В каталоге, составленном Н.И. Черноволотом, указывается наличие гравюр более 2000 гравюр из общей цифры (3000) (исключены литографии, отдельные издания и приложения к журналам). Собрание экспонатов, представляющих гравюру мастеров Западной Европы, составляет значительную часть коллекции Аркадия Николаевича Алферова не только по объему, но и по художественному достоинству входящих в неё произведений.

В неё входят офорты Адама Барча (1757-1821) - известного австрийского мастера гравюры, их значится 240 номеров. В каталоге Н.И. Черноволота указаны 223 офорта с авторством Барча. Изучение гравюр А. Барча выявило новые авторские имена, уточнило техники и названия работ.

В музейном собрании под инвентарными номерами 2954, 2955 значатся гравюры (резец) "Аллегория" и "Воскресение Христа", автором которых считается Адам Барч.

В каталоге "Коллекция гравюр А.Н. Алферова", составленном Н.И. Черноволотом в 1911 году, указываются работы, исполненные в технике "ниелло".

После тщательного изучения произведений с привлечением реставраторов ГНИРМА и преподавателей ХХПИ подтвердилась техника (ниелло) и авторство - итальянские художники XV века.

Работы этого рода как наиболее ранние отпечатки граверного искусства представляют известную редкость и интерес в развитии гравюры. Первыми ниелляторами были итальянцы, и из Италии уже это собственно ювелирное искусство перешло в другие страны; в Германии ниеллятором был Альбрехт Дюрер в начале своего творческого пути.

Получила своё новое авторство работа, которая значится под инв. № 2956 как гравюра А. Барча.

Это офорт известного итальянского художника Симона Кантарини (Пезариса) (1612-1648). Уточнен сюжет - "Меркурий и Аргус". Гравюра является редким листом и считается одной из главных работ художника.

Гравюра под инв. № 2958 указывает в каталоге ХХМ на авторство Барча и имеет название "Мадонна" (с картины Гвидо Рени).

Она выполнена в технике офорта и является авторским произведением Гвидо Рени (1575-1642) - итальянского живописца и офортиста. Им создано до 60 офортов. Композиция из коллекции Харьковского художественного музея является редким листом в творчестве художника.

Выдающимся мастером болонской художественной школы был итальянский художник Агостино Караччи (1557-1602). Помимо живописных работ, им исполнено около 300 гравюр. Работа, которая числится как офорт Барча под № 2967 гз, является произведением А. Караччи и вместо названия "Святой с крестом" получила новое - "Св. Иероним".

Таким образом, изучение гравюр из коллекции Алферова в собрании ХХМ выявляет новые имена, уточняет технику и сюжет, тем самым расширяя рамки представления об истории западноевропейской гравюры.