Харківський історичний музей
Замовлення екскурсій
 +38(057)7313568

Коллекции Музея природы ХНУ - неограниченные возможности обучения через развлечения

Астахова Е.В.

2002

Восьмі Сумцовські читання : збірник матеріалів наукової конференції, присвяченої 100-річчю XII Археологічного з’їзду, 12 квітня 2002 р. – Х. : [Видавництво ХНАДУ], 2003.

Любой музей дает широчайшие возможности для обучения через развлечение любых социальных и возрастных групп населения. На базе естественнонаучных музеев можно закладывать основы правильного материалистического восприятия мира, развенчивать суеверия, приучать мышление к пониманию целостной картины органического мира, вводить патриотические идеи национального самосознания, объяснять правила, личной гигиены и многое другое.

Человек - существо биосоциальное, а история человечества - продолжение истории природы. Мощность современного воздействия человека на природу стала сопоставимой с мощью самих природных сил, возникла угроза серии кризисов - экологического, энергетического, сырьевого и прочего. Глобальные проблемы, вставшие перед человечеством, могут решить только информированные, широко мыслящие люди.

Глубокое понимание взаимозависимости современных проблем базируется на целостном восприятии законов развития природы и общества, общности наук, понимании всей истории развития нашей планеты. Вся система образования и обучения должна базироваться и опираться не на мозаично оторванные друг от друга отдельные дисциплины, а на формирование общих представлений.

Естественнонаучные музеи благодаря демонстрации экспонатов и лекции-экскурсии, направляющей ход логического мышления, нацелены на обучение через развлечение. В ходе экскурсии можно дать краткое понятие о возрасте нашей планеты, значении палеонтологии для расшифровки истории возникновения жизни на Земле, археологии для понимания хода развития человеческого общества, общности законов биологии, физики, химии, геологии, истории.

К.Д. Ушинский писал, что, по его мнению, предметы естественной истории наиболее удобны, чтобы приучить детский ум к логичности.

Интервалы в многие сотни миллионов лет воспринимаются достаточно абстрактно даже для взрослого человека. Поэтому, рассказывая об этапах развития жизни на планете, хорошо ввести метод аналогий. Например, предложить детям "упрессовать" историю планеты в один календарный год. При таком масштабе в "мае" сжатого года уже существовали различные беспозвоночные животные, а люди появились лишь в 8 часов вечера в канун наступления следующего года. Еще лучше воспринимается такая аналогия: приравниваем каждый шаг к одной тысяче лет. Шаг - и мы в эпохе Ярослава Мудрого. Вот он отдает дочь Анну за французского короля Генриха I, а сына Всеволода женит на дочери Константина Мономаха. Еще шаг - и мы маршируем с войском Юлия Цезаря. Десять шагов - каменный век, каменные орудия труда, охота на мамонта, первые рисунки. Через долгие 64 километра мы придем в мезозой - царство динозавров. И только "прошагав" 450 километров попадаем в кембрий, где процветают трилобиты, моллюски, кишечнополостные и другие беспозвоночные. Уже в античные времена человек пытливого ума - Аристотель интересовался вопросами палеонтологии. Он уже тогда понял, что моря и суша многократно менялись местами, поэтому горные породы содержат морские окаменелости.

Наш дом - Украина. Ее история, экологические проблемы, уровень развития промышленности - лепестки одного и того же цветка. Можно воссоздать утраченные храмы, но никогда не вернуть на планету уничтоженные человеком виды флоры и фауны, трудно исправить экологические нарушения. А сколько гениев потеряло человечество, уничтожая уникальный генофонд своего же вида в неразумных войнах.

История Украины, племена, населяющие современную территорию Харьковской области в древности, хорошо иллюстрируются напоминанием о каменных фигурах, стоящих у входа в музей. Хорошо связывается рассказ о курганах, исследуемых археологами с показом диорамы типчаково-ковыльной степи. Теперь, после объяснения, что в ровной разнотравно-типчаково-ковыльной степи эти курганы, увенчанные каменными истуканами, были самой высокой точкой, можно переходить к рассказу об орле-могильнике, который с наивысшей точки ландшафта осматривает окрестности.

Славянские корни хорошо отслеживаются, если напомнить, что часть фамилий происходила от названий животных (Медведевы, Зайцевы. Петуховы и пр.), профессий (Ткачевы, Бондари, Ковалевы и пр.).

Люди никогда не жили совершенно изолировано. Обмениваясь предметами материальной культуры, философскими и религиозными идеями, взаимно обогащаясь. Недаром многие религии предписывали человеку быть гостеприимным к чужеземцам, приглашать в дом, помогать в пути. Археологи обладают собственным методом исследования связей, изучая вещи и монеты, найденные вдали от места их изготовления. Обстоятельства открытия предметов (в кладах, на территории городских крепостей, торгово-ремесленных посадов, среди церковной утвари, в могильниках, в дружинных погребениях) содержат сведения о социальном составе участников обмена. Дороги уводили вдаль людей разных классов и состояний. Различные группы людей, преследуя различные цели, преодолевали водные преграды, преодолевали дремучие леса. В средней полосе Руси (т.е. и на территории современной Харьковской области) лесные массивы были столь обширны, что однажды два враждебных войска разминулись без сражения, заплутав в чащобе. Лес давал людям топливо, дерево для построек, ягоды и мед диких пчел. Сотни тысяч лет, на протяжении всей истории своей эволюции человек жил в природной системе жизнеобеспечения - (воздух, вода, пища), среди физических, биологических и социальных факторов. Ну, а если воздух нельзя вдыхать, а воду пить? Сегодня уже хорошо известно, почему происходят неблагоприятные изменения в природе. Реализация мероприятий, направленных на ближайший эффект, без всесторонних прогнозов, возможных долговременных последствий, может обернуться настоящей катастрофой. В ходе длительного исторического развития Земля, как космическое тело, и вся жизнь на ней соединились в гармоничную единую систему. "Природе мы принадлежим всем телом, кровью; мозгом и находимся внутри нее", - писал Ф. Энгельс. Взаимодействие человека и природы в сегодняшнем мире выходит на общепланетарный уровень, это уже проблемы глобальной экологии. Растительность и растительноядные, от крошечных насекомых до громадных жирафов и слонов, хищные - от беспозвоночных животных до тигров и зубатых китов... В любой точке перережь уникальную нить - взаимосвязь всего живого, чудесную, как прекрасные бисерные узоры, рассыплется не одно звено этого жизненного колье. Подсчитано, что исчезновение только одного вида растения влажных тропических лесов Амазонии влечет за собой гибель 30 видов животных. А утрата одного вида животного или растения - это утрата уникального генофонда.

Активизация и удержание внимания, благодаря использованию различных методических приемов, дает возможность вызвать у экскурсантов интерес к проблемам зоологии, экологии, истории и других. Если после экскурсии человека заинтересуют такие проблемы, можно считать, что цель достигнута.