Конференція, присвячена 90-річчю з часу заснування Харківського історичного музею
Тези наукових доповідей (повідомлень)
Многонациональный Донбасс всегда отличался пестротой своего религиозного облика, однако преобладающей религией здесь издавна являлось христианство. В каждом значительном населенном пункте находились храмы, в которых имелся весь необходимый для проведения богослужений и обрядов набор предметов - церковная утварь, священные одежды, иконы и пр. В результате антирелигиозной кампании 30-х гг. ХХ в. в Донбассе практически не осталось действующих церквей. В Мариуполе, например, были полностью снесены все культовые постройки [1, с.186]. Сохранились свидетельства очевидцев о том, что все имущество храмов просто выбрасывалось на улицу, растаскивалось, сжигалось. Поэтому надо отдать должное мужеству работников Мариупольского музея, которые в условиях жесткого идеологического прессинга смогли собрать и сохранить некоторые вещи из разрушенных церквей. В 1954-1955гг, в связи с тем, что Донецкий краеведческий музей получил областной статус, из Мариуполя нам была передана большая археолого-этнографическая коллекция. Среди этих вещей оказались и культовые предметы, к сожалению, депаспортизированные. Атрибуция предметов во время поступления проведена не была, инвентарные карточки составлялись намного позже, на основании бумажных этикеток, прикрепленных к вещам. Этикетки содержали очень мало информации, зачастую ошибочной, что отразилось на достоверности и качестве составленных карточек. Назначение и правильное название некоторых предметов удалось определить только недавно, в результате дополнительного изучения. Впоследствии собрание культовых предметов пополнялось за счет поступлений в качестве дара от граждан или закупок, а также сборов в этнографических экспедициях. В целом эти предметы не составляют единой коллекции, однако некоторые из них являются уникальными или редкими, зачастую это настоящие произведения искусства, по праву украшающие наше музейное собрание. Проделанная исследовательская работа позволила приступить к созданию каталога культовых предметов, относящихся к православной конфессии. За рамками каталога остались немногочисленные предметы старообрядческого и католического культа. Коллекция металлических вотивов (привесок к чудотворным иконам) была издана ранее отдельным каталогом (Горбова М.В., Донецк, 2004г).
В основу каталога было положено функциональное деление предметов, и, соответственно, выделены следующие группы: иконы и оклады; кресты; церковная утварь; облачения; церковные ткани.
Немногочисленныеиконы выполнены в разнообразной технике (живописные, меднолитые, вышитые). Гордостью собрания являются парные церковные живописные иконы «Образ святого архистратига Божия Михаила» и «Образ святого архангела Гавриила», датирующиеся XVIIв. и относящиеся к московской школе иконописи. Вероятно, несколько позднее к ним были сделаны чеканные оклады из листового низкопробного серебра с аналогичными изображениями.
Преобладающий сюжет живописных икон ХIХ-нач. ХХ вв. – образы Богородицы, представленные разными иконографическими типами (Утоли мои печали, Тихвинская, Ахтырская, Введение во храм). Довольно редким является Образ АвгустовскойПресвятой Богородицы, связанный с событиями первой мировой войны 1914г. Уникальна икона «Образ Пресвятой богородицы Лоретской», написанная на холсте, в искусно вышитом бисерном окладе, украшенном кораллами, жемчугом и поделочными камнями. Образ Лоретской Богоматери, по преданию изготовленный святым Лукой, – это редчайшее изображение Мадонны с Младенцем, хранящееся в итальянском г. Лорето. Для православной традиции этот образ в целом не характерен.
Немногочисленные образцы медной пластики также представляют разные иконографические изводы богородичных икон. Это образки с изображением древней иконы Братской Божьей Матери, находившейся в Братском Богоявленском мужском монастыре в г. Киеве, Козельщанской чудотворной иконы Божьей матери из церкви общежительного женского монастыря в с. Козельщина Кобелякского уезда Полтавской губ. Есть изображения Богородицы и на складнях, как правило, в сочетании с сюжетами двунадесятых праздников. Овальный образок Богоматери, изготовленный из перламутровой пластинки в технике примитивной гравировки бытовал, очевидно, в среде греков Приазовья .
Самым почитаемым в православном мире святым по праву считается Николай Чудотворец. В нашем собрании, помимо традиционных живописных икон и образков, этот образ представлен в медной пластике XVIII в., найденной при археологических раскопкахпос. Казачья Пристань Славянского р-на Донецкой обл[3, с.74-76].Святой изображается в канонической позе Николы Можайского – стоит анфас, руки раскинуты крестообразно, в одной сабля, в другой модель храма. Аналогичные изображения есть на и медных складнях конца XIX. Живописная икона «Святой Николай Чудотворец», выполненная в очень ярких красках, скорее всего, происходит из круга памятников, относящейся к традиции греков Приазовья.
Уникальным, пока не имеющим аналогов, является медныйзолоченый медальон с погрудным изображением Святого Николая в многоцветном полиставрии, выполненный в технике ковки, скани и перегородчатой эмали. Он был найден в слое XIII - XIV вв. на средневековом Царином городище, возле с. Маяки Славянского р-на Донецкой обл. [3]. Нами этот медальон был интерпретирован как дробница – украшение для одеяния священника высокого ранга. Он является одним из наиболее ранних свидетелей проникновения христианства в Донбасс.
Изображения Иисуса Христа и святых православного пантеона немногочисленны. Имеются иконы с образами Георгия Победоносца (живописная греческая из Донбасса и меднолитая русская из Архангельской губернии), а также образ Святого Серафима Саровского в серебряном окладе.
Кроме уже упоминавшихся окладов к иконам архангелов имеется большой оклад для образа Святого Иоанна Предтечи, также изготовленный из листового серебра в технике чеканки. На нем изображена рельефная ростовая фигура святого в одежде из овчины. Поле оклада украшено богатым растительным орнаментом. Четыре оклада из тонкой листовой меди, очевидно, предназначались для небольших домашних икон: Покров Пресвятой Богородицы, «Святая Троица» (новозаветная), «Образ Святого Георгия Победоносца». Интересен оклад к иконе «Богоматерь с младенцем» - поясное изображение Богородицы, у которой на коленях стоит Младенец, а в нижней части оклада расположен горизонтальный полумесяц.
В нашем собрании неплохо представлены нательные кресты, датирующиеся ХVП-ХIХ вв. Самый ранний крестик, относящийся к ХVП в, найден на остатках крепости Цареборисовского городища (с. Красный Оскол Изюмского р-на Харьковской обл.). На поселении Казачья пристань (близ с. Райгородок Славянского р-на) в разное время была найдена целая коллекция бронзовых литых нательных крестиков, относимых к казачьим древностям.
Большая часть нательных крестов изготовлена из металла, поэтому особый интерес представляют нательные крестики, вырезанные из перламутра с грубо процарапанными контурами распятия. Использование перламутра в Донбассе характерно для греческого населения, широко применявшего этот необычный природный материал для изготовления украшений и культовых предметов.
В с. Артемовка Амвросиевского района во время земляных работ на старом кладбище при однопрестольной церкви в имя вмч.Артемия было найдено погребение, в котором находились серебряный наперсный крест 1896г., кадило и два напрестольных креста с эмалями, переданные в музей. В конце XIX- начале. ХХ вв. в этой церкви служил священник Ф.А. Семенов [6], которому, возможно и принадлежали найденные предметы.
В собрании ДОКМ имеется несколько традиционных литых крестов «Распятие» ХIХ в. Какстационарный напрестольный атрибутирован большой деревянный 4-х конечный крест с фигурными концами, полностью покрытый серебряными пластинами с рельефным чеканным изображением. Несколько деревянных 4-конечных крестов с рельефными резными изображениями определены как благословенные. Особый интерес представляет крест из кипарисового дерева с округлыми фигурными концами вырезанный из цельного куска кипарисового дерева. Набор изображений на нем упрощенный - Распятие, череп, Евангелие, рюмка для елея. Возможно, он датируется к. XVIII - нач. XIX в. Более поздние кресты интересны серебряной оправой с резным или сканым орнаментом.
Отдельную группу составляют 4-конечные деревянные кресты, покрытые резными пластинами белого перламутра. К сожалению, на некоторых перламутровая отделка не сохранилась, на других осталась фрагментарно. Сохранившиеся части позволяют утверждать, что изображения были каноническими, выполнены примитивной гравировкой либо в виде отдельно вырезанных фигур из перламутра, крепящихся на основу. Такие кресты в XIX в. традиционно привозили из Иерусалима [2].
Церковная утварьвключает священные сосуды и разнообразные предметы, применяемые в религиозной церковной практике. Из всего возможного многообразия у нас имеются кадило и две дарохранительницы. Дарохранительница из посеребренного медного сплава, с эмалевыми миниатюрами выполнена в виде трехступенчатого стилизованного храма. Вторая дарохранительница сделана в виде прямоугольной гробницы с тремя пирамидальными шпилями. Такие ковчеги в ренессансном или барочном стиле были характерны для XVIIв.и существовали в первой половине XVIIIв. [5]. Есть небольшая коллекция самодельных печатей для изготовлении просфор, а также печать для ритуального крестообразного греческого хлеба «ставру» (греч. – крест), выпекаемого в день Воздвижения Креста Господня 27 сентября.
Две лампады (из рубинового стекла, конической формы и из молочно-белого с красными вставками, округлой формы) традиционны. Более редкими являются кресты-лампады белого и зеленого стекла с граненой емкостью для масла и рельефным изображением Распятия, раскрашенным золотой краской. Очень интересен металлический подлампадник в виде перевернутого усеченного конуса с ажурными стенками. Стенки украшены гравированными композициями из изображений святых, Христа, двуглавого орла и др., а также надписями на греческом языке.
Из предметов, которые священники используют для совершения различных обрядовых действий, имеется только ковчежец для крещения.
Религиозные мотивы естественным образом присутствовали в повседневной жизни мирян и находили отражение в окружающем их предметном мире. Целый ряд вещей не связан непосредственно с церковными обрядами, но, тем не менее, имеет ярко выраженный религиозный характер. Это своеобразные «сувениры» в память о паломничестве, о посещении той или иной церкви, монастыря, зачастую там же и изготовленные. К ним относится деревянный «Отпечаток Стопы Спасителя, находящийся на Елеонской горе, пасхальное яйцо из мягкого камня, сувениры из плоской морской гальки, украшенные разноцветной переводной картинки со сценой Крещения. Сцену Крещения изображает и маленький барельеф, вырезанный на мягком белом камне. В технике примитивной резьбы изображены Христос, стоящий в реке Иордань, и благословляющий его Иоанн Креститель.
Важной частью церковных обрядов являются облачения священников. Священные одежды ведут свое происхождение издревле и помимо утилитарного назначения символизируют некоторые моменты христианского вероучения. Немногочисленные облачения нашего собрания датируются XVIII – XIX вв. Два саккоса сшиты из золотой парчи, украшены рельефными шитыми золотыми крестами. Одна фелонь изготовлена из желто-серебряной парчи, на спине выткан крест. Вторая фелонь является настоящим произведением декоративно-прикладного искусства конца XVIII в. Серебряная парча украшена рельефным цветочным рисунком из фиолетового бархата, на спине находится рельефный медальон, изображающий Богородицу с младенцем. Лики написаны красками по коже, ризы и общий фон вышиты серебряными нитями. Омофориз многоцветной парчи с растительным узором, украшен золотным шитьем и скаными сферическими пуговицами. Необычную форму имеет наша единственная митра. Она не закругляется сверху, а имеет ровное дно. Очевидно, это свидетельствует о ее древности (не позднее ХVIII в.). По окружности митры расположены изображения серафимов. на верхней части – Богоматерь с младенцем. Не исключено, что она была изготовлена из более раннего крестчатого покровца. К священным одеждам относится также епитрахиль из набивного шелка, украшена по краям металлической канителью, и единственная парчовая поручь.
Большое значение в церковных службах имеют пелены и покровы из дорогих тканей украшенные лицевым и золотным шитьем. Удивительна по мастерству исполнения плащаница кон. XVIIIв, изготовленная по заказу братьями Барабашевыми для церкви святой Троицы в 1797 г. Она, вероятно, являлась обетным даром храму. На зеленом бархате серебряными волоченными нитями вышито тело умершего Христа. Лик, ступни и кисти написаны краской на коже. На второй плащанице сцена оплакивания вышита на малиновом бархате с использованием золотных нитей, речного жемчуга, бисера, камней и нашита на фиолетовый бархат.
Любопытен набор воздухов – малые покровов прямоугольнойформы, обычно с изображением креста. Бархатный покров, на котором вышита сцена оплакивания Христа, в музее Киево-Печерской Лавры определен как большой воздух, хотя по изобразительному сюжету он схож с плащаницей. Несколько покровов, которые еще в Мариупольском музее были определены как воздухи, изготовлены из разных тканей и представляют собой замечательные образцы художественного ткачества и шитья. Однако некоторые, по характеру тканей, восточному орнаменту и степени сохранности относящиеся к XVIIIв., могли попасть в Мариуполь из Крыма и изначально имели иное, утилитарное назначение, а впоследствии были приспособлены для нужд церкви.
Для покрытия престола или аналоя могла служить большая пелена из бледно-голубого шелка с растительным орнаментом, отделанная металлическим кружевом. Длинный прямоугольный покров из белой парчи, с великолепной вышивкой и аппликацией из бархата, речного жемчуга, бисера, также является покрывалом на аналой. Две одинаковых прямоугольных пелены из розового шелка с надписью«Богородица, спаси нас» могут быть атрибутированы как подвесные, использовавшиеся для богородичной иконы.
Большая часть предметов православного культа выставлена в залах музея, в разделах посвященных истории заселения края и религиозным конфессиям, являясь несомненным украшением экспозиции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Божко Р.П., Були Т.Ю., Гашененко Н.Н. и др. Мариуполь и его окрестности: взгляд из ХХІ века.– Мариуполь: Изд-во «Рената», 2006.– 356 с.
2.Кольцова Т.М. Наследие Соловецкого монастыря в музеях Архангельской области / http: //www. solovky. ru/reserve/ collections/ nasledie/ kolcova/ 45.html0
3. Кравченко Э.Е,. Швецов М.Л. Новые данные о христианском населении края в ХІІІ-ХІV вв.// Материалы исследований, реставрации и использования памятников истории и культуры. – Славяногорск, 1995. – С.70-79.
4. Легенди степу – Донецьк: ВД «Кальміус», , 2004р. – 104с.
5.Мішнєва О.І. Про один тип дарохранительниць в українському золотарстві // Скарбниця української культури. – Матеріали ювілейної наукової конференції, присвяченої 100-річчю Чернігівського історичного музею ім.. В.В.Тарновського. – Чернігів: Сіверянська думка, 1996.- С.69-70.
6. Справочная книга Екатеринославской епархии. Екатеринослав, 1908г.