Харківський історичний музей

Харківський історичний музей приймає картки єПідтримка

Иконы с изображением ангелов из храма Усекновения главы Иоанна Крестителя

Конференція, присвячена 15 річниці незалежності України

Федосеєнко Андрій Іванович

Тези наукових доповідей (повідомлень)

Харьков уже с конца XVIII века становится культурным и духовным центром Слобожанщины. К концу ХІХ века в Харькове было девять церквей: Успенская, Никольская, Благовещенская, Дмитриевская, Рождественская, Михайловская, Мироносицкаая и Вознесенская. Количество церквей возрастало соответственно росту населения города. С 1799 года Харьков имеет свою епархию, активно идет церковное строительство, в епархии насчитывается 673 церкви, а через 100 лет их насчитывается более тысячи.

Сегодня в Харьковской епархии насчитывается более двухсот приходов, действует несколько монастырей, многие из них нуждаются в проведении реставрационных и искусствоведческих работ. На кафедре реставрации станковой и монументальной живописи Харьковской государственной академии дизайна и искусств тщательно изучаются поступающие на реставрацию иконы с территории Слобожанщины, постоянно ведутся работы по реставрации памятников, где присутствуют изображения Ангельских Чинов.

Рассматривая сохранившиеся до наших дней изображения ангелов – на памятниках слобожанской культуры: иконах, росписях, скульптуре, убеждаемся, что, несмотря на сложные исторические условия развития нашего общества, украинцы всегда были творческим и самобытным народом, и в то же время необыкновенно чувствительным к внешним культурным влияниям. Неоспоримо, что иконография Ангельских чинов складывалась под влиянием различных культур на протяжении многих веков, но украинская культура внесла свое видение в эту иконографию, и, не отойдя от традиций, наполнила ее новыми элементами народного искусства.

В XVII-XVIII веках из симбиоза стиля, попавшего в Украину из стран Западной Европы, и традиций народного искусства развивается и утверждается национальный стиль – украинское барокко. С конца XVIII века в слободскую иконопись приходит насильственное внедрение нового имперского классического стиля, полностью заимствованного из европейского искусства, адаптированного к российским реалиям.

Слободские художники XIX века продолжают обогащать свой стиль, но в иконописи XIX века это не получилось столь ярко как в украинской иконописи в эпоху барокко.

ХХ век несет черты общего упадка иконописи и изменения иконографии в сторону больше зрительного восприятия, чем духовной сути. Также в иконах этого периода есть черты изменения иконописи в сторону чувственного земного. В передаче образов небесных сил проявляются черты искажения православной иконографии с нарушением символики.

До настоящего времени не дошел без изменений ни один церковный архитектурно-художественный комплекс на территории Слобожанщины, который бы не подвергался последующим переделкам и изменениям. Это относится и к церкви Усекновения главы Иоанна Крестителя. Построенная в 1845 году как кладбищенская, в 1857 она стала приходской. Авторами проекта были А. Тон и О. Подяков, руководил строительством О. Малиновский. Церковь построена в традициях старинной русской архитектуры. Это крестово-купольное сооружение, четырехстолбное, с пятью маковками. В 1980 году во время служения протоирея отца Ярослава был произведены многочисленные ремонтные и реставрационные работы. В начале 70-х годов храм не был расписан, а только оштукатурен. Существующее внутреннее художественное обрамление церкви относится к концу XX столетия, роспись стен выполнена масляными красками по штукатурке. В живописи храма прослеживается два основных почерка. Например, сюжеты страшного суда с изображением ангелов, а также роспись купола церкви и образы святых написаны художниками из Луцка, а крещение Руси и Явление Христа народу выполнил художник А.Л. Судаков. Сюжеты: «Явление Христа народу» (копия картины Иванова), «Крещение Руси» (копия картины В. Васнецова). Именно поэтому о росписях Храма высказываются различные суждения, главным образом, о несогласованности художественного оформления и разном уровне профессионализма.

В церкви находится уникальный иконостас. Иконостас смонтирован в более позднее время и не является ровесником храма. Это иконостас особый, он состоит из витражных конструкций, которые воспринимаются на просвет, что приводит к одинаковому восприятию витража  с обеих сторон. Авторы витража определены по сохранившемуся клейму, где указано, что это творение мюнхенского мастера Э.Х. Цеттера, датированное 1905 годом. Он был создан для домовой церкви издательства харьковской газеты «Южный край», которая была разрушена во время революции, и иконостас стал экспонатом музея. Во время второй мировой войны он был смонтирован в действующей церкви Иоанна Крестителя.

Большие размеры интерьеров церкви и сравнительно маленький иконостас домовой церкви несомасштабны, иконостас ограждал не всю алтарную часть. Для увеличения его размера были добавлены две секции с изображениями Иоанна Крестителя (нынешняя храмовая икона). На дьяконских вратах присутствуют изображения архангелов Михаила и Гавриила. На боковых частях алтаря – изображения основателей церкви: св. чудотворца Николая Мирликийского и Иоанна Предтечи «Ангел пустыни». Архангелы находятся в центральной части иконостаса и окаймлены декоративным орнаментом, выполненным в немецком стиле (Югендстиль). Изображение Ангелов возможно относиться к более позднему времени. В нижней части царских врат размещен традиционный сюжет «Благовещение». На правой створке – Богоматерь, на левой архангел Гавриил. Эти изображения представляют собой поздние реставрационные вставки.

В Храме много характерных для Слободской Украины икон, с изображениями Ангелов, которые датируются серединой XIX – XX ст., часть из них реставрирована на кафедре реставрации ХГАДИ.

Интерес с точки зрения атрибуции представляют иконы «Собор архистратига Михаила», а также икона «Архангел Гавриил».

Отреставрированная и исследованная на кафедре реставрации икона «Архангел Рафаил» неизвестного автора, написана в середине ХХ века.

На фасаде церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи находится икона «Поклонение ангелов главе Иоанна Крестителя» - масляная живопись на металле художника В. Савинкова, 80-е годы XX века. Основанием иконы является нержавеющая сталь. В масляной живописи нередко в качестве основания применяют металлы, они действительно превосходят холст, дерево и пр., но зато имеют свои специфические недостатки. Под влиянием тепла и холода металлы расширяются и сжимаются больше, чем грунт и живопись, что ведет, при утрате последними эластичности, к образованию трещин и осыпанию красок с поверхности метала. Икона находится на открытом воздухе и активно подвергается температурно-влажностному воздействию, в результате чего она подвергалась многократной реставрации, часто неквалифицированной. Икона потеряла свой первоначальный иконографический образ, который пришлось восстанавливать в процессе реставрации, освобождая изображение от многочисленных записей и широких тонировок по авторскому слою.

Изображения Небесных Чинов из Храма Усекновения главы Иоанна Крестителя и другие иконы, исследованные на кафедре реставрации, позволили выделить группу икон, имеющих ряд общих стилистических и технических признаков, которые дают возможность судить о принадлежности их к одной или близким школам Слободского письма. Эти иконы отличает, прежде всего, четкость, ясность и лаконичность, как в построении композиции, так и в трактовке образов, относительно свободное прочтение иконографии в рамках церковного канона.