Музей і сучасність
Тези наукових доповідей (повідомлень)
Чем выше становится уровень развития цивилизации, тем с большим упорством, старанием и умением стремились люди отстоять свои культурные и духовные ценности от безжалостного воздействия времени. Современный этап развития нашего общества требует чрезвычайно бережного отношения ко всему художественно-культурному наследию для сохранения его будущим поколениям. Уровень культурного и эстетического развития общества адекватен усилиям, которые это общество прилагает для сохранения своих национальных богатств.
Восторгаясь богатством музейных экспонатов, люди редко задумываются о том, сколько труда и сил было вложено для сохранения того или иного памятника искусств. Проходя по музейным и выставочным залам, знакомясь с произведениями искусства, выполненными художниками различных эпох и народов, зрителей поражает то богатство эстетических форм, в которых проявилась многовековая культура человека. Современный зритель стремится не только пополнить запас исторических знаний, но и получить эмоционально-духовное удовлетворение, которое порождается при общении с замечательными произведениями искусства. Памятники искусства являются своеобразным эстетическим фондом духовного совершенствования человека.
Всякое произведение искусства, какую бы духовную и эстетическую нагрузку в себе не несло, представляет собой определенный материальный объект, подверженный неумолимому воздействию времени. Как сохранить, сберечь и передать потомкам эти богатства? Подобные вопросы вставали перед человеком с незапамятных времен. С момента осознания материальной и духовной ценности произведений искусств началась робота по их сохранению.
Само слово «реставрация», или «восстановление», к сожалению, мало соответствует тому значению, которое вкладывают в него специалисты. Для человека непосвященного реставрация может казаться лишь узкой, сугубо прикладной областью «починения» пришедших в ветхость произведений искусства. Именно это значение, вероятно и вкладывалось в сам термин на заре зарождения данной профессии. Но со временем, по мере развития, не утратив своего первоначального предназначения, реставрация превратилась в сложный комплекс научных и художественных дисциплин.
Современная реставрация занимается как спасением памятников, так и глубоким их изучением. Причем изучением не только физико-химических свойств многослойной структуры живописных произведений, но и их стилистики техники исполнения, а также истории создания. В широком смысле понятие «реставрация» охватывает все виды робот, направленные как на сохранение произведения искусства, так и на максимально возможное выявление его первоначального облика. В узком смысле реставрация означает проведение процессов, способствующих продлению жизни и устранению позднейших наслоений на авторской живописи, искажающих авторский замысел и снимающих эстетическую значимость памятника, – укрепление красочного слоя, удаление лаковой пленки и записей, тонирование в случае необходимости утраченных мест, нанесение защитного слоя.
Но предварительно, обычно до реставрации производят консервацию. Под консервацией до середины 20 века подразумевали создание оптимальных условий для сохранения произведения: правильного освещения, чистоты и влажности воздуха, его вентилирования. Затем в понятие «консервация» стали включать как условия нормального режима хранения, так и ряд процессов, которые, не изменяя внешнего вида произведения, пресекают разрушение его биологическими организмами, предохраняют от утрат красочный слой.
В последнее время стали часто применять к произведениям живописи еще один термин – реконструкция, восстановление. При этом имеют ввиду восстановление некоторых утраченных частей памятника, которое бывает допустимо только в исключительных случаях. Современная наука требует чрезвычайно бережного отношения ко всей художественной ткани произведения и тактичного подхода к нему при решении характера и степени реставрационного вмешательства. Имевшая ранее место практика радикального удаления всех следов исторического существования памятника с целью восстановления его первоначального состояния ныне подвергается суровой критике, а удельный вес реконструкции в реставрационном деле все время уменьшается. Вместо этого на первый план выдвигаются задачи «лечения» произведений искусств. Помимо технологии написания на сохранность влияют такие факторы, как условия хранения и возрастной критерий. Хорошо реставрированная робота, попав в не музейную среду в скором времени подвергнется воздействию этой среды, что может привести к повторной реставрации и даже необратимым процессам разрушения.
На кафедру РСМЖ ХГАДИ из Харьковского исторического музея поступили на реставрацию следующие роботы:
Картина «Видение св. Антония Падуанского», начало 20 ст., копия с картины художника Мурильйо. Ж-9 (НДФ-4031- ст. инв.№).
Картина «Непорочное зачатие», начало 20 ст., копия с картины художника Мурильйо, 108х75 см. Ж-10 (НДФ-4029- ст. инв.№).
Картина «Непорочное зачатие», начало 20 ст., копия с картины художника Мурильйо, 166х114 см. Ж-11 (НДФ-4028- ст. инв.№).
Картина «Мадонна с Иисусом», (НДФ-4030).
Картина «Св. Иосиф с Иисусом», (НДФ-4027).
Картина «Сердце Иисуса», (НДФ-4032).
Картина «Спящий юноша на кресте», художник неизвестный, (НДФ-5212)
Большой популярностью у народных мастеров пользовалась композиция «Христос – недремлющее око». Так и должна называться последняя картина. Ее иконография сформировалась в поздневизантийскую эпоху, распространилась почти по всем православным странам, а в украинском искусстве получила еще и выразительные западные влияния. По канону Христос должен быть изображен в возрасте трехлетнего ребенка, который спит на кресте с закрытыми глазами, как бы прозревая свое будущее. Иисус изображен с крестом именуемым «иммисса», также называемым в народе римским крестом. Картина выполнена в примитивно-народной манере украинского письма с присущей ей символикой. Изображение символики красного петушка говорит о самобытной трактовке Евангельского события.
6 августа 1949 года в книге «Поступления ХИМ» есть запись, которая говорит «перешла на хранение церковная утварь, переданная костелом». Возможно, в этот список вошли и католические иконы. Но есть предположение, что эти роботы принадлежали старым довоенным фондам музея. Об этих роботах можно с уверенностью сказать, что они принадлежат разным авторам и времени создания. Они находятся на стадии консервационных и реставрационных работ. И в дальнейшем потребуют создания оптимального режима хранения.
Главную роль в создании необходимого режима хранения живописи играет само здание, в котором она находится и его техническое оборудование. Музеи представляют собой учреждения, в одну из главных задач которых входит хранение экспонатов. Процесс естественного старения экспонатов всегда имеет место, так как вещества, входящие в состав станковой живописи подвержены постоянному изменению. Остановить этот процесс нельзя, но можно его замедлить, свести до минимума. Для этого и необходимо создать нормальные условия хранения. Где бы не находилось произведение, в запаснике или экспозиции, на временной выставке или в стадии транспортировки, ему везде должны быть обеспечены условия гарантирующие его сохранность. Однако очень часто коллекционеры и другие организации еще слишком узко понимают задачи хранения, ограничивая их защитой экспонатов от хищений и механических повреждений. Произведения живописи – это многокомпонентные системы, состоящие из самых различных материалов. Каждый из этих материалов обладает своими физико-механическими и физико-химическими свойствами, по-своему реагирует на условия, в которых он находится. Таким образом, создание необходимых условий хранения или «музейного климата», становится важнейшей проблемой деятельности каждого музея. Понятие «музейный климат» включает такие факторы, как температура, влажность, подвижность воздуха, его газовый и аэрозольный состав, естественное и искусственное освещение. Правильное сочетание этих компонентов создает ту оптимальную среду, которая необходима для нормального существования музейных коллекций.
ЛИТЕРАТУРА:
Технология, исследование и хранение произведений станковой и настенной живописи./ Под ред. Ю.И. Гренберга. – М.: Изобразительное искусство, 1987.
Реставрация произведений станковой масляной живописи./ Под ред. И.П. Горина, З.В. Черкасовой. – М.: Искусство, 1977.
Реставрация станковой темперной живописи./ Под ред. В.В. Филатова. М.: Изобразительное искусство, 1986.
I. Ходак. Твори українського iконопису 16 – 19 ст. З колекцiї нацiонального художнього музею Украiни.