Конференція, присвячена 135-річчю з дня народження Є. К. Рєдіна
Тези наукових доповідей (повідомлень)
Научная деятельность профессора Харьковского университета Е.К. Редина отличалась широтой и разнообразием. Он являлся автором научных изысканий по истории художественной культуры Киевской Руси, археологии периода раннего христианства и византийского искусства, а также трудов, посвященных изучению архитектурно-художественных памятников Киева, Харькова и других городов. И все же, во всех работах Е.К. Редина можно выявить нечто общее – глубокий интерес к древнерусскому искусству, основы которого он видел в искусстве византийском.
В 1891 г. Е.К. Редина был командирован за границу, где провел два года, занимаясь изучением древнехристианских и византийских памятников. Результатом путешествия явился ряд работ по истории византийской миниатюры, а также крупный труд “Мозаики равеннских церквей” (СПб., 1896), который он и защитил в Перербургском университете как магистерскую диссертацию.
Следует отметить, что до середины 19 в., по мнению многих ученых, византийское искусство являлось чем-то косно-церковным, чуждым природе и красоте. Лишь во второй половине 19 в. такое отношение к нему начинает меняться под влиянием исследовательских работ Ф.И. Буслаева, Н.П. Кондакова и других ученых. Этому способствовала и научная деятельность Е.К. Редина.
В своих научных “штудиях”, основанных на изучении мозаичной живописи, а также других памятников раннего христианства Востока и Запада, Е.К. Редин приходит к следующим выводам. Искусство Европы, и в первую очередь Италии, формировалось под влиянием византийского искусства. Последнее переживало периоды расцвета и упадка, но при этом оказывало значительное влияние на стиль, формы и содержание всего искусства христианского мира вплоть до 13 в. В одной из своих работ Е.К. Редин писал: “…развитие декорации и орнаментации в византийском искусстве нашло себе отражение и в памятниках искусства других народов, находившихся под влиянием его, как напр. Италии, Франции, Германии, России… Как один из многочисленных примеров этого влияния в памятниках Италии и представляет мозаика пола церкви Ев. Иоанна, относящаяся… к XIII в.” (Редин Е. Половая мозаика церкви св. Евангелиста Иоанна в Равенне// Византийский Временник. – № 3. – С. 329).
Византийское искусство, в свою очередь, испытывало большое влияние Востока, в частности Палестины, Сирии и других стран. Этот факт подчеркивается Е.К. Рединым в уже упоминавшемся исследовании о равеннских мозаиках, где автор отмечает влияние Сирии и палестины, как на западное искусство, так и на Константинополь (Редин Е.К. Мозаики равеннских церквей. СПб., 1896, с. 221).