Конференція, присвячена 135-річчю з дня народження Є. К. Рєдіна
Тези наукових доповідей (повідомлень)
Прибыв в 1893 г. в Харьков и получив место приват-доцента по кафедре теории и истории искусства историко-филологического факультета Императорского Харьковского университета, Егор Кузьмич Редин в том же году принял заведование Музеем изящных искусств и древностей, находившимся в ведении факультета и, наряду с коллекциями различных предметов, располагавшим также библиотекой. О ней спустя десятилетие В.Е. Данилевич писал: “Музей может гордиться своей библиотекой, в которой собрано много ценных сочинений и изданий по истории искусств и археологии”. И подчеркивал: “Особенный рост библиотеки начался с 1893 г., когда заведование музеем перешло к проф. Е.К. Редину”.
Поскольку музейные материальные книги в университетских архивах не обнаружены, о росте книжного фонда музея за годы заведования Редина с известным приближением можно судить по опубликованным отчетам университета. Согласно их данным, за время руководства Е.К. Редина фонд музея – как предметный, так и книжный – почти удвоился.
Наряду с формированием фонда изданий по искусству, Рединым было положено начало специальной библиотеке по археологии, как отмечал В.Е. Данилевич, обладавшей наиболее богатым – в университетских стенах – собранием археологических исследований /издания главнейших обществ и учреждений России той эпохи, труды крупнейших археологов/.
Музейная библиотека составлялась как приобретениями, так и многочисленными пожертвованиями разнообразных ученых обществ /археологических, нумизматических и пр./, с которыми Редин поддерживал тесные научные связи. Приходилось обращаться за содействием и к частным лицам. В итоге, А.В. Звенигородский, например, пожертвовал музею “нумерованный” /один из двухсот/ экземпляр классически известного издания “Византийских эмалей...” Н.П. Кондакова – учителя Е.К. Редина.
Щедрые дары библиотеке мотивировались прежде всего уважением к авторитету Е.К. Редина – ученого и человека. Приват-доцент Е.П. Трифильев, его помощник, писал: “В момент появления Егора Кузьмича в Харькове ни один человек его не знал, теперь вряд ли можно встретить хотя одного среди культурных слоев Харькова, кто бы не знал Е.К. или, по крайней мере не слышал о нем... в научной области он является одним из самых видных представителей по своей специальности, а в общественной – одним из самых популярных деятелей в Харькове”.
Е.К. Редина называли в числе главных организаторов 12 Археологического съезда в Харькове. Энергичный исследователь и неутомимый труженик, он проделал огромную работу по сбору материала для устройства выставки к съезду. Результатом явилось и значительное пополнение музейных фондов накануне, а также в год проведения съезда, в том числе и книгами. Последние маркировались особым штемпелем, указывавшим на принадлежность к музею. Только по этому признаку в наше время можно выделить их из общей массы дореволюционных изданий, хранящихся в фондах ЦНБ ХГУ, унаследовавшей музейную и фундаментальную университетскую библиотеки.
Для полного представления о музейной библиотеке, во многом составленной заботами Редина, необходим трудоемкий просмотр изданий по искусству – выявление книг с музейным штемпелем и, соотвественно, воссоздание картотеки бывшего музейного собрания.
Его реконструкции могли бы помочь материалы, упоминавшиеся самим Рединым. В 1904 г. он писал: “В настоящее время подготовляется новый каталог всем изданиям и фотографиям, имеющимся в библиотеке музея”. Однако, ни в печатном, ни в рукописном виде каталог до настоящего времени не выявлен. Судя по всему, работа над ним не была завершена, так как в отчете за 1914 г. /составленном, по-видимому, Ф.И. Шмитом – преемником Редина/ констатировалось, что лишь “подвинута обработка богатого фотографического материала собрания проф. Е.К. Редина”. В фонде ЦНБ в настоящее время хранятся – по-прежнему без научной обработки – многочисленные фотоматериалы, часть которых, очевидно, выполнена /по инициативе Е.К. Редина/ с экспонатов, демонстрировавшихся на выставках 12 Археологического съезда. Из них лишь некоторые опубликованы в известном альбоме, тогда как большинство, – свидетельствуя о проделанной ученым грандиозной работе по сбору материалов, – остаются невостребованными читателем, потенциально являясь неоценимым иллюстративным комментарием к печатным каталогам выставок съезда.
Редин был основательно знаком с книгами фундаментальной библиотеки университета, располагавшей собственным отделом литературы по искусству. Он, в частности, взял на себя труд по составлению каталога обширного собрания изданий, завещанного университету любителем и знатоком искусства А.М. Матушинским /свыше 2 тыс. названий/, тем самым, по замечанию Н.Ф. Сумцова, “в высшей степени облегчил пользование книгохранилищем”. В работе над столь объемным трудом Е.К. Редин явил себя и как блестящий библиограф.
Оценивая вклад Е.К. Редина в создание ныне принадлежащего университетской библиотеке фонда изданий по искусству, необходимо упомянуть и о личной библиотеке ученого, судьба которой во многом не прояснена. Поиски ее – в фондах современной ЦНБ – еще предстоят. Их обосновывает свидетельство Н.Ф. Сумцова, одновременно служащее ярким подтверждением высокой нравственности и редких гражданских качеств Е.К. Редина. В памятной статье, – цитируя предсмертные слова Е.К. Редина: “Я не беспокоюсь: книги я все возвратил университету и никому не должен”, – Н.Ф. Сумцов указывает: “Действительно, он [Редин] накануне отправил в университет массу книг, как университетских, которыми пользовался для диссертации, так и свою личную, большую, ценную библиотеку, единственное для него дорогое достояние”. Между тем, в настоящее время с уверенностью можно говорить лишь о наличии в ЦНБ экземпляров многочисленных печатных работ проф. Редина с его автографами, переданных им в качестве дара музею искусств и университету и свидетельствующих не только о большой и многогранной научно-исследовательской деятельности ученого, но и об искренней и разносторонней заботе его о преумножении университетских библиотечных фондов.