Харківський історичний музей

Исследование иконы “Казнь Иисуса Христа” из Спасо-Преображенской церкви с. В. Сорочинцы

Конференція, присвячена 135-річчю з дня народження Є. К. Рєдіна

Иванченко Н. Н., Краснова Т.Н. Т.Н.

Тези наукових доповідей (повідомлень)

 

В. Сорочинцы – село в центре Украины, генетический магнит, который привлек к себе великие имена и судьбы. Они начинаются со Спасо-Преображенской церкви, пантеона славы –Данила Апостола, Николая Гоголя, Владимира Самойленко.

6 апреля 1732 г. состоялось крещение Спасо-Преображенской церкви. Она была построена миргородским полковником, которого избрали на гетманство в Глухове – Данилом Апостолом. Церковь сооружалась как родовая усыпальница видного казацко-старшинского рода миргородских полковников Апостолов – предков декабристов Сергея и Матвея Муравьевых-Апостолов. Четыре года возводили ее опошнянские и полтавские каменщики, гадячские и глуховские краснодеревщики, миргородские и лубенские живописцы. В этой церкви 22 марта 1809 г. крестили Н. Гоголя.

Церковь является памятником архитектуры Восточной Украины, построена в стиле украинского барокко. В то время архитектура Киева оказывала влияние на близлежащие районы. В Барышевке, например, под Киевом, в церкви, построенной в 17 в., фронтоны покрыты лепкой, подобно фронтонам киевских зданий. В Переяславе, в Вознесенском соборе (1700 г.), лепниной украшают торцовые грани над порталами. После пожара 1734 г. восстановлен и собор Мгарского монастыря, интерьеры и фасады которого получают новое выражение благодаря лепным украшениям.

Церковь в Сорочинцах хотя и свободна от влияния киевской архитектуры, тем не менее близка ей именно обилием орнаментального декора. Состоит она из центрального квадратного помещения, к которому крестообразно примыкают четырехгранные объемы. Между ветвями креста во входящих углах построены и более низкие камеры, таким образом по плану здание принадлежит к типу крестовых девятикамерных храмов. Первоначально церковь имела 9 куполов, но после пожара 1811 г. четыре главы на нижних объемах были сняты и церковь стала пятиглавой. Фасады здания на уровне хор украшает орнаментальный фриз, карниз, который имеет порезку в виде ионик и пояс антроморфных мужских и женских символических фигурок, которые благодаря плоскому рельефу и отсутствию цветного фона делают лепные украшения легкими и ажурными.

Интерьер церкви отличается своеобразием благодаря отсутствию росписей и как нельзя лучше оттеняет небывалую роскошь позолоченного резного иконостаса высотой 17 м. Когда возводился иконостас, Миргород становился центром художественной жизни Украины.Сюда приезжали мастера из Киево-Печерской лавры, Киево-Могилянской академии, из столицы: Щедель, Антропов, Расстрели, деятельность которых оказывала громадное влияние на формирование творчества украинских мастеров. Появляется артель художников. Среди них известная династия Боровиков. Из-за границы приходила литература, гравюры и копии картин великих мастеров живописи. А некоторые из художников сами путешествовали по Европе. Поэтому не удивительны синие и зеленые цвета одежды святых – влияние палитры испанца Эль-Греко, пепельно-грозовые тучи – творческое переосмысление цветовой гаммы Тинторетто.

Следует отметить, что иконостасы соборов Никольского в Нежине, Св. Духа в Ромнах, Крестовоздвиженского в Полтаве, Преображенской церкви в Сорочинцах объединяет общность композиции, построенной на выявлении главной оси иконостаса, так что все горизонтальные ярусы в центре значительно приподняты над царскими вратами. Мотивы орнаментов состоят не только из классического аканта, но и из различных элементов украинской флоры. Аналогична кружевная резьба, предельно рельефная, сочная и выразительная по рисунку.

Художники смело клали прозрачные и полупрозразные масляные краски по золоту. Это дань традиции. Но в том, как написаны святые, есть некоторые новации. Апостолы не стоят, как ранее, спокойно, величаво. Их одежда, собранная в беспокойные складки, делает фигуры динамичными. На лицах выразительная мимика. На сотне сорочинских икон – калейдоскоп лиц: смелых, трусливых, уродливых и божественно прекрасных (мученики, калеки, ангелы, херувимы, пророки и апостолы).

Внимания заслуживают иконы патронов – гетмана Д. Апостола и его жены Ульяны, блестящей светской дамы, давшей своим сыновьям всестороннее образование. Обе иконы несомненно являются портретами и передают реальные черты Апостолов.

Показательна икона наместная “Богородица с младенцем”. Образ Марии прекрасен, ее юный взгляд исполнен доброты.

В боковых частях иконостаса есть свои главные иконы. Справа – Мария на троне, а слева – “Моление”, “Деисус”. В отличие от канонических Деисусов, Христос сидит непринужденно, повернувшись в сторону Богородицы и слегка наклонив к ней голову. Детали одежды на многих иконах осовременены. Одежда кажется традиционной, но древнеримское убранство апостола Петра застегнуто современной брошкой, а голландский воротник на рубахе Павла и запонка Луки – свидетельство того, что живописцы иконостаса не чужды современности.

Вымученную плоть апостолов, обрюзгшие щеки, которые тянут лицо вниз, глаза, поднятые вверх, будто за спасением, – писал мастер страждущих образов Лука Боровик.

В 50-х гг. 20 ст. церковь была реставрирована, а иконостас законсервирован и частично восстановлен киевскими реставраторами. Были полностью восстановлены резные декоративные элементы на иконостасе за исключением икон с резными окладами на столбах и притворах. Но предшествующая консервация не спасла иконостас от разрушений. Большая площадь утрат имеет место на нижнем ряду иконостаса. В связи с неблагоприятными условиями хранения иконы продолжают разрушаться. Во время реставрационных работ, к сожалению, не были проведены технико-технологические исследования, что не дало возможности изучить материальную структуру памятника и выработать конкретные реставрационные методики для обеспечения ее дальнейшего хранения. Чтобы начать восстанавливать памятник, в 1997 г. была осуществлена первая попытка его изучения. Одной из наиболее разрушенных являлась икона “Казнь Иисуса Христа”, которая и была изучена, что позволило выявить технико-технологические особенности ее строения.

Размер иконы 125х74, она состоит из 4-х березовых досок равной величины 17 см шириной и толщиной 2 см, скрепленных дубовыми шпонками. Шпонки высокие, узкие, имеют сложный профиль и выступают на 3 см над щитом. Концы шпонок скошены. На оборотной стороне досок имеются следы обработки скобелем и шлифовки хвощем. За время своего существования все доски претерпели значительную деформацию, которая вызвала расхождение швов и образование глубоких щелей.

Для лучшего удержания досок с лицевой стороны вдоль швов накладывалась белая паволока из льняного домотканого полотна, средней зернистости, прямого плетения, 9х8 см. На проклеенную деревянную основу нанесен белый толстый многослойный клее-меловой грунт на глютиновой основе. Наполнитель (мел) тонкодисперсный. В поперечном срезе структура выявилась однородной, слои практически не просматриваются, что говорит о неизменной концентрации клея по всей толщине. Характерной особенностью является неравномерная толщина грунта, которая нарастает к центру иконы, а к краям уменьшается на 0,5-1 мм. Структура красочного слоя неоднородная. Поля иконы дважды перекрыты ровным слоем краски. Микроскопический анализ показал, что в качестве синего пигмента использовалась лазурь. Живописная композиция выполнена в технике лессировок. Нижний красочный слой имеет крупнозернистую структуру и написан в основном земляными красками.

Объем изображения достигается за счет корпусности в светах и тонких прозрачных прописок в тенях. Лессировки выполнены на лаке с большим количеством растворителя, что обусловило создание очень тонких пленок. Живопись покрыта защитной  лаковой пленкой, но время нанесения остается под вопросом. Также характерной особенностью является резной оклад, выполненный из липы, органически связывающий икону с иконостасом. Он обрамляет икону по периметру с 3-х сторон резными планками 2х5 см, стоящими под углом к иконе, а сверху массивный объемный декоративный венец в виде арки. Левкас на резьбе аналогичен левкасу на иконе: толстый, белый, в отдельных местах толщиной до 4 мм. В местах осыпей левкаса просматривается профессиональная резьба, которая представляет собой большой интерес. Оклад собран из фрагментов, места стыка склеены, и на них наложена паволока. Позолота лежит на полименте, которым является сурик.

Идентифицируя набор пигментов с теми, которые существовали в арсенале художников 18 в., мы получили возможность с уверенностью сказать, что икона создавалась одновременно с иконостасом, у которого есть четкая датировка.

Благодаря комплексным исследованиям, выявлены характерные технические и живописные приемы местной украинской школы.