Конференція, присвячена 135-річчю з дня народження Є. К. Рєдіна
Тези наукових доповідей (повідомлень)
В 1996 году поступила на реставрацию икона “Знамение Пресвятой Богородицы”. Техника исполнения – яичная темпера, основа – дерево, размер – 43х34,5.
Икона из частной коллекции секретаря Луганской епархии отца Владимира. В 1995 году он приобрел ее в селе Новоайдар Луганской области. На иконе имелись следы грубых реставрационных вмешательств, сведений о которых, также как и об истории иконописного памятника, не было.
В связи с этим были проведены архивные искусствоведческие и материаловедческие исследования, которые показали, что данный иконописный образ имеет давнюю историю.
Икона “Знамение Пресвятой Богородицы” представляет обыкновенно Богоматерь с молитвенно поднятыми руками и являемым на лоне ее Божественным Младенцем. Изображение это восходит к древнейшим традициям. В катакомбах святой Агнии в Риме имеется изображение 4 в. Пресвятой Богородицы с молитвенно распростертыми руками и с Предвечным Младенцем на коленях. Известен древний византийский образ Богоматери “Никопеи” 6 в., на котором Пресвятая Богородица изображена сидящею на троне и держащею перед собою овальный щит с изображением Богомладенца. В Греции подобные изображения означали обыкновенно Рождество Христово, и только в России получили название “Знамение”, т.е. знака милости Богоматери к роду человеческому. Изображение это помещалось на печатях епископа Новгородского.
На Руси прославление древней чудотворной иконы Божьей Матери, после которого она получила название “Знамение Пресвятой Богородицы”, началось в 12 в., когда икона Божьей Матери из церкви Спаса на Ильинской улице в Великом Новгороде спасла город, как утверждает летопись, от завоевания русскими князьями во главе с владимирско –суздальским князем Андреем Боголюбским. В 17в. эта икона, по летописным данным, спасла Новгород от пожара, а в 18в. – дважды от разграбления церкви Спаса. Царскосельская чудотворная икона “Знамение” дважды в 19 в. спасла город от эпидемии холеры.
В селе Новоайдар, где была приобретена данная икона, ранее находилась старообрядческая община. Этим можно объяснить соединение двух стилей в написании иконы: аскетическое, упрощенное письмо, соответствующее суровому и замкнутому укладу жизни старообрядцев, и явные элементы стиля украинского барокко: богатая орнаментация поля, гравировки с типично украинскими элементами, такими, как виноградная лоза, гроздья винограда.
Первоначальное предположение, что икона написана на рубеже 19 и 20 веков не подтвердилось. Микрохимический анализ выявил наличие пигментов, характерных для живописи конца 18 – начала 19 веков, которые в конце 19 в. уже не использовались. Это дало возможность датировать икону именно этим периодом.
На иконе имелись грубые реставрационные чинки. С тыльной стороны разошедшиеся доски склеены с помощью клея ПВА и газетной бумаги. Восполнение утрат грунта и основы выполнено составом, в основе которого – цемент, замешаный на ПВА, при этом границы восполнений выступают за пределы утрат, а расчистка живописи от потемневшей олифы привела не только к значительной утрате ее защитного слоя и лесировок, но и части красочного слоя на одеяниях святых, на их ликах и руках.
Состояние иконы до реставрации суммировалось из следующих фактов:
1. Разрушения, вызваннные предшествующим ремонтом и поновлением.
2. Утраты и разрушения основы, связанные с активной деятельностью жука точильщика, вплоть до выхода летных отверстий на лицевую сторону иконы. Многочисленные пустоты в древесине привели к тому, что она стала мягкой, как губка, и рассыпалась от прикосновения. Поэтому было принято решение – заменить основу. Утраты живописного слоя составляли 40-50%.
Исследования иконы в рентгентовских лучах позволили выявить четкие границы сохранившейся авторской основы, скрытые под поздними реставрационными вмешательствами. Установлены также границы утрат авторского грунта и авторский рисунок.
Исследования в ультрафиолетовых лучах выявили границы утрат защитного покрытия, позволили уточнить места и границы записей.
В результате химических исследований установлено, что икона написана по низкопробному серебру. Это опровергло первоначальное предположение об использовании мастером при написании поля иконы золотой подкладки. Темный фон иконы объясняется тем, что многочисленные трещины красочного слоя (кракелюры) привели к оксидированию серебра. Также был определен химический состав авторского грунта и грунта предшествующей реставрации, вид защитного покрытия, а также химический состав растворителей, которые должны применяться при реставрации.
На основе проведенных технико –технологических исследований были предприняты следующие реставрационные мероприятия:
1. Удаление следов предшествующей неквалифицированной реставрации –снятие восполняющего реставрационного состава.
2. Дезинфекция лицевой стороны иконы.
3. Укрепление красочного слоя и грунта.
4. Подготовка лицевой стороны к переносу на новое основание. Лицевая сторона поверх профзаклеек была укреплена микалентной бумагой и сдублирована на тонкий льняной холст, растянутый на подрамник.
5. Подготовка новой деревянной основы, которая включала в себя проклейку доски, наложение паволоки, покрытие грунтом, а также подготовку верхнего слоя грунта к дублированию.
6. Удаление старой основы, которое проводилось механическим путем.
7. Подготовка авторского грунта к переносу на новое основание, т.е. восполнение утрат, выравнивание.
8. Перенос на новое основание авторского грунта и красочного слоя.
9. Восполнение утрат авторского грунта с лицевой стороны, заделка летных отверстий, восполнение орнамента по сохранившимся аналогичным фрагментам.
10. Расчистка, утоньшение и выравнивание защитного слоя потемневшей олифы, неравномерно расположенной на сохранившихся участках.
11. Восполнение утрат красочного слоя. Живописный слой полностью реконструирован благодаря симметричному построению композиции иконы. Восстановление живописи выполнено в технике подлинника – яичной темперой. По сохранившимся фрагментам были найдены иконописные аналоги 18 в., которые были использованы при реконструкции лика Младенца, нижней части лика Богородицы, рук святых.
12. Покрытие иконы защитным слоем (олифой).
Большая площадь утрат основы, грунта, красочного и защитного слоев, ветхость основы не позволяли в данном случае воспользоваться лишь щадящими и консервативными методами. Был использован практически весь арсенал реставрационных средств, включающий в себя такие сложные процессы, как перенос живописи на новое основание, восполнение утрат и реконструкция.
Благодаря тщательному изучению этого памятника, мы получили новые данные о старообрядческой живописи, которая мало изучена, но которая по праву занимает достойное место в истории и культуре.
Литература:
1. Акафистник. – Изд-во Московской патриархии. – М., 1991.
2. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Т.1-2. – СПб, 1915-1915.
3. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Т.3. – CПб., 1984, с. 617.
4. Тренберг Ю.И. Технология станковой живописи. – М.: Изобразительное искусство, 1982.
5. Тренберг Ю.И. Технология, исследование и хранение произведений станковой и настенной живописи. – М.: Изобразительное искусство, 1987.