Харківський історичний музей

Князь Николай Антонович Гдройц. Материалы к восстановлению генеалогического древа

Конференція, присвячена 135-річчю з дня народження Є. К. Рєдіна

Гедройц Олександр Іванович

Тези наукових доповідей (повідомлень)

 

Генеалогия-история рода, родословие. Смысл этого слова в силу известных исторических причин был утерян для нескольких поколений людей, населявших нашу страну. Это привело к тому, что современники, как правило, не знают своих предков дальше четвертого колена, не имеют возможности гордиться их славным прошлым. Восстановление утраченных исторических корней требует много сил, времени, умения, и эта научная работа уже начата.

Одним из замечательнейших сыновей Слободского края можно назвать Николая Антоновича Гедройца, искусствоведа, коллекционера, художника-реставратора, мецената, близкого друга И.Е. Репина и В.В. Верещагина (1), человека, чьи генеалогические корни уходят в глубь истории.

1218-1220 гг. В междуусобных распрях гибнет былое могущество Киевской Руси. Князь Даниил Галицкий в союзе с Новгородским князем Мстиславом Великим ведет изнурительную борьбу за власть в Галичине и в целом на Волыни против короля венгров Андрея и герцога Польши Лешко Белого (2). Союзниками в этой борьбе на стороне Данилы Галицкого выступила группа литовских князей. “Се старейшие – Живибунд, Давьят, Довспрунк, брат его Медог /читай Мендовг/, брат Довьялов Виликаил” (3). С.В. Думин утверждает, что Доршпрунг, Живибунд и далее поколения до князя Гедруса – старая династия Великих князей Литовских, правивших до дома Гедемина (4). М. Грушевский и В. Антонович указывают на то, что Мендовг в 1253 г. получил от папы римского Иннокентия 4 королевскую корону и стал именоваться королем Литвы (5.6.). Исследования князя Петра Долгорукова о переходе верховной власти в Литовско-Русском государстве в 1282 г. от династии Живибунда-Довшпрунга к династии Витенеса, преемником которого был Гедемин, лишний раз подтверждают выводы Н. Карамзина, С. Соловьева и других историков о достоверности этих фактов (7).

Таким образом, последовавшие за Миндовгом князья Гедрусы-Гедройцы – потомки древнего Великокняжеского и вместе с тем Королевского Литовского рода. Гербом их был “Порай” – в красном поле серебряная пятилистная роза. С 1880 г. ветви рода, признанные в княжеском Российской империи достоинстве, употребляли  с высочайшего соизволения еще один, более древний герб, которым пользовался еще сам Юрий Доршпрунг – “Гипоцентавр” – в серебряном поле мифологическая фигура в виде получеловека-полуконя в руках держит натянутый лук и целится стрелой в разинутую пасть змеи, изображенной вместо хвоста.

Любопытный эпизод из Воскресенской летописи приводит А. Лакиер: “...Вильна, боясь Мстислава Великого, поддалась королю Венгерскому и призвала на княжение из Греции двух сыновей бывшего Полоцкого князя Ростислава Рогвольдовича, Один из этих князей назывался Давид /читай Давьят/, другой Мовкольд. От Мовкольда родился Миндовг, у которого были сыновья Вышлег /читай Войшелк/ и Дамонт /читай Довмонт/” (8). Если это так, то Миндовг является через Рогвольда, князя Полоцкого /умер в 1129 г./, Ярослава Мудрого, князя Киевского /умер в 1054 г./, Изяслава, князя Полоцкого /умер в 1001 г./, Святого Владимира Красное солнышко /умер в 1015 г./ прямым потомком самого Рюрика, князя Новгородского /умер в 879 г./. Данное утверждение, по мнению М. Карамзина, считается вымыслом.

Род князей Гедройц в конце 19- нач. 20 вв., согласно Брокгаузу и Ефрону (9), состоял из семи ветвей, четыре из которых были признаны в княжеском Российской империи достоинстве. Причины отказа другим семьям рода в сопричислении к родовому княжескому древу крылись, по всей видимости, в их активном участии в освободительном движении народов царства Польского против Российского самодержавия в период восстаний 1792-94 гг., 1830-31 гг., 1863-64 гг. Будучи жестоко наказанными лишением всех прав, состояния и княжеского титула, члены этих семей правившими тогда монархами Екатериной ІІ, Павлом І, Александром ІІ были высланы в Сибирь, на Урал, Слободскую Украину.

В 1919 г. уроженец Санкт-Петербурга 73-летний Николай Антонович Гедройц из Николаева, где он тогда жил, переезжает в Харьков. Здесь жил его троюродный брат Оттон Теодорович, который и подобрал ему дом по ул. Херсонской,7/12 в районе Павловки.

Выпускник Санкт-Петербургской акдемии художеств Николай Антонович в Харькове становится сотрудником художественно-исторического музея, инструктором музейной секции Харьковского губернского комитета по охране памятников искусства и старины (10). Соратник проф. Д.И. Багалея, художников-искусствоведов Бориса и Елены Порай-Кошиц он занимается вопросами сохранения культурно-исторических ценностей Слободского края. Страсть к коллекционированию, любовь к изобразительному искусству, понимание, глубокое убеждение в необходимости его пропаганды, а также присущие ему энергия, настойчивость способствовали тому, что в 1910-1920-е годы на Украине в городах Николаеве (11), Екатеринославе (12), Сумах (13.14), Херсоне Николай Антонович организовывает картинные галереи.

К сожалению, на данном этапе работы информация о харьковском периоде жизни и деятельности князя Н.А. Гедройца еще окончательно не систематизирована. Есть большие временные пробелы. Требует глубокого анализа его переписка с академиком Д.И. Яворницким. Тщательному изучению подлежат личные архивы академика Константина Каэтановича Гедройца в архиве Российской академии наук, фонды учебных заведений в Центральном государственном архиве высших органов власти и управления Украины, где по всей видимости, находятся документы, имеющие отношение к Вере Игнатьевне Гедройц – первой в истории России женщине-хирургу, профессору Киевского медицинского института. Предстоит встреча в Санкт-Петербурге с внучатой племянницей Николая Антоновича, большая работа по восстановлению судьбы сына Николая Антоновича – Бориса, а также уже упоминавшегося Оттона Теодоровича Гедройца, открывшего в слободе Мерефа Общественное собрание (15), а при нем школу, которая существует и поныне. Это ли не пример благородного подвижничества, служения своему народу!

Род князей Гедройц оставил заметный след в истории Литвы, Польши, России, Украины. Предстоит совместными усилиями художественных музеев Николаева, Херсона, Днепропетровска, Сум, надеюсь, Харьковского художественного и исторического музеев, а также архивов, библиотек создать Независимый международный внегосударственный фонд княжеского рода Гедройц под эгидой которого вести дальнейшую поисковую работу.

 

            Литература и источники

1. Альбом Николаевского Художественного музея им. В.В. Верещагина. – Н., 1980.

2. Н. Карамзин. История государства Российского. – М., – Т. 3., – Гл. 6.

3. Н. Карамзин. История государства Российского. – М., – Т. 3, прим. 190.

4. Дворянские роды Российской империи. – СПб., 1995, – Т. 2. С. 9.

5. М. Грушевский. История Украины-Руси. – К., – С. 11.

6. В. Антонович. Очерк истории Великого княжества Литовского. – СПб., 1912. – С. 31.

7. П. Долгоруков. Российская родословная книга. – 1890, Ч. 3, С. 16-17.

8. А. Лакиер. Русская геральдика. – М., 1990. – С. 243, 264, 290.

9. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. – Т. 15. – С. 233, 234.

10.         ГАХО. ф.Р – 4365, Оп. 1, Д. 45, Л. 1об.

11.         ГАХО. ф.Р – 4365, Оп. 1, Д. 45, Л. 1об.

12.         Письмо директора Днепропетровского художественного музея Л.В. Тверско от 11.02.98.

13.         ГАХО. ф.Р – 4365, Оп. 1, Д. 32, Л. 129.

14.         ГАХО. ф.Р – 4365, Оп. 1, Д. 32, Л. 129.

15.         ГАХО. ф. – 3, ОП. 283, Д. 521, Л. 14.