Конференція, присвячена 75-річчю Музею Слобідської України ім. Г. С. Сковороди
Тези наукових доповідей (повідомлень)
История музейного дела Харькова насчитывает более полутора веков. Университетский музей изящных искусств и древностей (1835 г.), Городской художественно-промышленный музей (1886 г.), Этнографический музей Харьковского историко-филологического общества (1902 г.) заложили благородные традиции просветительства, способствовали сохранению памятников истории и культуры, воспитанию любви и уважения к прошлому своего народа.
После 1917 г. эта связь времен не была прервана благодаря подвижнической деятельности харьковской интеллигенции. Реорганизация городской музейной сети, проведенная в январе 1920 г., привела к созданию новых музеев с более четким профилем, способствовала совершенствованию форм и методов их работы. Особенно плодотворной была деятельность Музея Слободской Украины им. Г.С.Сковороды. С 1920 по 1922 гг. его возглавлял известный украинский этнограф, историк и общественный деятель академик Н.Ф.Сумцов. Он определил структуру музея, состоявшего из исторического, художественного, этнографического отделов, разработал перспективы его работы. Приоритет принадлежал этнографии. В результате обследования города и предместий, экспедиций по Слобожанщине коллекции музея значительно пополнились этнографическими материалами. Сотрудники музея разрабатывали программы этнографического изучения региона, публиковали научные статьи в "Етнографічному Віснику", "Бюлетені Етнографічного Товариства", журнале "Этнография" и др.
Важное значение придавалось и формированию коллекций по исторической тематике. Складывались комплексы личных материалов известных деятелей культуры ( Г.С.Сковороды, Г.Ф.Квитки-Ос-новьяненко, Н.В.Гоголя, Я.И.Щеголева и др.). Являясь аспирантами кафедры истории украинской культуры при ХИНО, сотрудники музея под руководством Д.И.Багалея, А.М.Ветухова работали над вопросами методики научных исследований, изучением музейных коллекций и т.п.
Основой художественного собрания музея стала коллекция картин и эскизов, завещанная С.И.Васильковским. Дальнейшее ее пополнение было обусловлено региональным характером музея. Коллекции комплектовались преимущественно произведениями слобожанских художников. Особый раздел экспозиции должны были составить материалы о жизни и творчестве Т.Г.Шевченко.
После смерти Н.Ф.Сумцова с 1923 по 1929 гг. музей возглавляла его ученица и последовательница Р.С.Данковская. Она стремилась осуществить неисполненные замыслы своего учителя.
К сер. 20-х гг. музей стал одним из крупнейших центров краеведческого движения в Украине.
Однако государство рассматривало учреждения культуры как "командные посты государственной пропаганды коммунизма". Избрав методом руководства "единое государственное инструктирование", органы управления культурой направили свои усилия на превращение музеев в идеологические учреждения. В 1922-1923 гг. была осуществлена реорганизация музеев Харькова. Вновь созданный социальный музей им.Артема, вобравший в себя все музеи города, в т.ч. и Музей Слободской Украины, был призван отобразить все развитие человека и общества, основываясь на классовом принципе. Идея оказалась нежизнеспособной, и музеи восстановили свою самостоятельную деятельность.
Недооценивая значение научной деятельности музеев,партийное руководство отдавало приоритет экспозиции, рассматриваемой как основа для пропаганды политики государства, часто без учета возможностей и специфики работы музеев. Важные и перспективные задачи комплектования и изучения музейных коллекций по актуальным проблемам современности подменялись требованием простой иллюстративности, превращая экспозиции музеев в разновидность примитивной агитки. На это нацеливал ряд постановлений 1929г."Об участии музеев в борьбе за урожайность", "О пропаганде пятилетнего плана" и др. Препятствием на пути коренной перестройки музеев на партийных принципах были старые кадры опытных музейщиков. В 1929 г. Р.С.Данковская была уволена из Музея Слободской Украины. В 1930 г. музей был переименован в исторический.