Конференція, присвячена 95-річчю XII Археологічного з’їзду
Тези наукових доповідей (повідомлень)
Икона «Святой Николай» поступила на реставрацию из частной коллекции А.И. Березовского. Икона на деревянной основе, размерами 25х32,5 см, выполнена в технике темперной живописи, обрамлена в золоченый чеканный оклад. Памятник был сильно разрушен, особенно пострадала его нижняя часть. Основа - цельная липовая доска с двумя врезными встречными шпонками, сильно деформирована. В правой нижней ее части имелось сквозное отверстие 0,3 см - утрата древесины от выпавшего сучка. В средней части иконы наблюдалось расслоение и вздутие грунта с угрозой осыпей. Живописный слой в этих местах удерживался только за счет олифовой пленки. Утрачены часть носа, левого глаза, щеки, бороды и, практически полностью, руки Николая (сохранились 2 пальца и фрагмент правой ладони). Утраты грунта и красочного слоя в нижней части иконы имели криволинейную конфигурацию и составляли до 1/4 живописи. Под слоем сильно потемневшей, неравномерно нанесенной олифы едва просматривалось изображение. Чтобы предотвратить дальнейшие осыпи, в первую очердь были укреплены аварийные места грунта и красочного слоя 4% осетровым клеем с пластификатором (мед).
Исследования показали, что икона написана на толстом, однослойном, клеемеловом грунте, хрупкость и расслоение которого вызвано деятельностью микроорганизмов в условиях повышенной влажности, что привело к разрушению и утрате связующего.
После восполнения утрат основы древесной мукой с глютиновым клеем и антисептиком, укреплением грунта и красочного слоя, подведением реставрационного грунта, удалением загрязнений, выравнивания и утоньшения слоя олифы, была подробно изучена техника авторской живописи. Рисунок лика, рук, одежд выполнен черной графьей, причем под правой рукой на расстоянии 0,3 см ниже линия графьи повторяет движение кисти. Исследование в бинокулярном микроскопе позволяет установить, что по белому левкасу тонким слоем нанесен охристый санкирь, который играет роль имприматуры и создает колористическое единство. Черты лиц святого моделированы мягко и естественно. Световые части написаны охрой с добавлением небольшого количества белил; блики на сколах, верхних веках и глазах (глазники) взяты жидкой, очень разбеленной охрой, блик же на носу - чистыми белилами, а теневые части - охрой с добавлением черного пигмента. Щеки подрумянены тонким слоем разбеленной киновари.
Основной акцент сделан на глазах, которые, благодаря детальнейшей проработке, оживляют образ, делая его правдоподобным. Густые черные брови, изгиб между веками, нос (крылья и ноздри) и тень под нижней губой обозначены черной линией. Линия соприкосновения верхней и нижней губы - красная, причем к уголкам рта плавно переходит к красно-коричневой. Коричневым цветом выполнены верхние веки, края которых подчеркнуты тонкой темно-коричневой линией. Также детально прописан нос, губы, написанные киноварью, взяты условно (нижняя немного больше разбелена).
Овал лица обрамляет кудрявая борода и локоны волос, писанные черным пигментом. В тенях эффект густоты достигнут, по-видимому, за счет повторного перекрытия тем же цветом. На светах завитки положены тонкими длинными, но прерывистыми мазками. Сохранившаяся часть кисти руки написана белилами и охрой в цветах и коричневым тоном в тенях; отводка ногтей - чистой охрой.
Для ликов и рук Богоматери и Христа характерна та же система светотеневой разделки, что и для лица Николая.
Система декора одежды основана на различных видах растительного орнамента, выполненного серебром по основному тону. Орнамент на подризнике представляет собой свободно чередующиеся группы листьев, расположенные на изогнутых стеблях с усиками. Он расположен слева на охристо-зеленом фоне, и под слоем старой олифы придает поверхности особое мерцание. Справа же (в тени) на темном красновато-коричневом фоне подризника орнамент отсутствует. На сохранившемся светло-коричневом омофоре композиция, составленная из раскрывшихся цветов лотоса с округлыми краями, гармонично сочетается с геометрическим орнаментом в виде вытянутых ромбов. Черные кресты на омофоре представляют собой тонкие удлиненные лепестки, написанные черным пигментом по серебру. Высокий головной убор Николая выполнен в один прием заливкой киноварью и украшен белым точечным орнаментом, состоящим из двух концентрических окружностей.
Изучение аналогов позволило графически реконструировать недостающие фрагменты (руки, рисунок и орнамент одежд), а проведенные технико-технологические исследования - восполнить утраты живописи, используя манеру и технические приемы автора.
Мы имеем интересный памятник не только церковного искусства, но и живописи, в котором автору удалось создать одновременно живописную и декоративно-орнаментальную композицию, построенную на тонких цветовых отношениях, а в рамках единого иконографического канона сделать образ живым и выразительным, придав ему неповторимый национальный колорит.