Харківський історичний музей

Современные тенденции развития музейных экспозиций и задачи Харьковского исторического музея

Музей: історія і проблеми сьогодення

Куделко Сергій Михайлович, Посохов Сергій Іванович

Тези наукових доповідей (повідомлень)

 

Современная музейная экспозиция характеризуется такими чертами как демократизм (открытый доступ к экспонатам, непосредственная связь между создателями экспозиций и посетителями музея, отказ от назидательности и излишней дидактики), подчеркнутый индивидуализм и неповторимость, современный дизайн, учитывающий изменившиеся эстетические принципы. Характерным примером современной экспозиции может служить экспозиция Бобура (центр имени Жоржа Помпиду, Париж), где произведения искусства прошлого и настоящего расположены в хронологическом порядке без оценки и объяснений, что дает возможность посетителям самим выбрать то, что им нравится без оглядки на авторитет ("прославленный" и т.д. и т.п.). Не меньший интерес представляет опыт создания экспозиций других ведущих музеев различных стран как Запада, так и Востока.

Харьковский исторический музей (ХИМ) - один из крупнейших музеев Украины данного профиля - также накопил значительный опыт создания как постоянных, так и временных экспозиций. Однако сегодня поиск новых форм организации экспозиции, ее современной идеологии, совпал с глубоким методологическим кризисом исторической науки, общества в целом, что является негативным фоном для его успешного завершения. Отсутствие общепринятой концепции исторического развития, социально-экономическая нестабильность (которая всегда чревата политической нестабильностью), порождает у значительной части музейных работников Украины желание заменить постоянные экспозиции выставками. На этот путь толкают музеи и быстро формирующиеся рыночные отношения. На наших глазах в экспозициях постсоветского пространства происходит сдвиг от акцентированного реализма (признак "стабильности") к сенсационности, как в подаче материала, так и в его отборе (признак "неустойчивости"). Видимо, от этого сегодня не уйти, но сопровождающие этот путь потери должны быть сведены к минимуму.

Предстоит еще разобраться и с потребителями экспозиций. Сегодня это, прежде всего, так называемый "средний класс". Не будучи таковым в своем материальном бытии, этот большой слой граждан, репрезентированный прежде всего интеллигенцией, уже обладает (в основном благодаря средствам массовой информации) психологией "среднего класса". Таким образом, следует учитывать завышенную самооценку и притязания этой категории посетителей, которая становится основным контингентом среди посещающей музей публики.

В музеях Украины явно обнаружилась тенденция подчинять содержание экспозиции форме (это характерно, например, для некоторых разделов Музея истории медицины, музея Косой капонир и др.), с другой стороны, этой тенденции противостоит стремление большей части музейных работников сохранить прежнюю музейно-событийную схему построения экспозиции. Недостатком в первом случае является неоправданный волюнтаризм ("а я так вижу"), во втором - посетитель скован весьма жестко заданными параметрами экспозиции (она выступает дидактико-однозначной). И в том, и в другом случае желательный эффект экспозиции остается недостигнутым.

Для Харьковского исторического музея важное значение имеет переоценка здания бывшего ломбарда как нового помещения музея. От резко негативной оценки музейные сотрудники постепенно перешли к раскрытию его экспозиционного потенциала (который нам представляется весьма значительным). При этом известную сложность создают радикальные изменения в области эстетики, которые предписывают интерьеры, вступающие в явный диссонанс с экстерьером. Само собой разумеется, что пространственное и идейно-смысловое решения должны быть в единстве, к тому же достичь этого нужно при весьма ограниченных средствах. Последнее обстоятельство диктует необходимость создания возможно более долговременной экспозиции. Хотя полезность постоянных экспозиций, как уже говорилось, можно оспаривать (из-за невозможности последних показать жизнь, историю в развитии и движении, релятивизм выставок несет еще большее зло распыленности и фрагментарности, зыбкости и сиюминутности). Однако же временные выставки могут и должны рассматриваться как путь создания цельной экспозиции.

На рубеже веков перед Харьковским историческим музеем стоят непростые задачи, решить их можно только объединив усилия всех заинтересованных сторон. Открытие в 1998 г. двух залов, посвященных Великой Отечественной войне на Харьковщине, убеждает в том, что коллектив музея обладает большим творческим потенциалом, им под силу находить верные решения в трудных условиях.