Наукова конференція
Тези наукових доповідей (повідомлень)
Многие сооружения города интересны не только собственоархитектурными особенностями, но весомыми достижениямив области синтеза искусств. К сожалению, не все памятники дошли до нас в первозданном виде, многие из «их утрачены во время войн, неудачных перестроек, что усложняет процесс их исследования. Ранее данному вопросу мало уделяли внимания, кроме незначительных упоминаний об отдельных работах в «Історії українського мистецтва» (т. IV ин. 2), к. УРЕ. 1970) да в путеводителе «Харьков», архитектура, памятники, новостройки» (Харьков, «Прапор», 1985, составленном А. Ю. Лейбфрейдом, В. А. Реусовым, А. А. Тицем).
Первым стал использовать лепнину и скульптуру архитектор Б. Михайловский при оформлении фасадов зданий Городской думы и театра (ул. Сумская, 9). Большая часть этих произведений утрачена.
Здание театра перестраивалось Б. Г. Михайловским в формах французского ренессанса. Опираясь на пластическую декорацию Лувра, архитектор предусмотрел размещение скульптур на всех ярусах. Сохранилось лишь несколько фигур, а вот имя скульптора неизвестно.
Активно сотрудничали вместе зодчий А. Бекетов и мастер О. Якобе. Воспитанные на художественных шедеврах античности и ренессанса, они создавали целые пластические ансамбли на фасадах зданий, которые и ныне привлекают современных зрителей красотой и разнообразием сюжетных мотивов, всегда тяготея к древнегреческим классицистическим идеалам. Лучшими образцами совместных усилий этих художников можно считать декоративное оформление фасадов б. Замельного банка (пл. Советской Украины, 28) и частный особняк (ул. Совнаркомовская 10).
Ранее названные художники тяготели к эклектике, историзму. Другая группа архитекторов А. Горохов, А. Гинзбург, В. Покровский, А. Шпигель обращались к приёмам; стиля «модерн». Пластический декор их сооружений состоял из фантастических растительных мотивов, низких рельефов, женских масок и реже скульптур. Здания стиля «модерн» менее других поддаются систематизации, так как архитекторы ставили на первый план задачу построить неповторимое и даже чуть экстравагантное сооружение, нежели следовали каким-либо образцам или типам. Одним из наиболее уникальных является ансамбль декоративной пластики Купеческого банка и гостиницы «Астория» (пл. Розы Люксембург, 10), созданный скульптурной фирмой «Козлов и Дитрих». Впервые за всю историю города художественное оформление фасада выполнено в граните и по оригинальному проекту.
Наряду с модерном в городе развивается неоклассицизм.Достаточно вспомнить два доходных дома страховых обществ «Саламандра» и «Россия», чтобы убедить зрителя в значительности и крупномасштабности сооружений данного направления. До конца нашего века названные сооружения играют роль архитектурных доминант исторического центра Харькова. Многие здания в духе неоклассицизма подняли художественный уровень архитектуры столицы Слобожанщины па высоту современных европейских школ. Сюжетные мотивы декоративной пластики представляют современную интерпретацию древнегреческой культуры, а также аллегории производственной деятельности.
Внимательное изучение архитектурного наследия города, позволяет сделать вывод о том, что Харьков в начале XX века, благодаря развитию промышленности и финансового капитала, стал одним из центров широкого применения архитектурно-декоративной пластики наряду с Киевом, Львовом и Одессой.
Сегодня в конце XX века, многие из этих памятников разрушаются и требуют срочной реставрации, научного изучения и широкой популяризации.