Харківський історичний музей

Декоративная пластика фасадов здании Харькова начала ХХ века

Наукова конференція

Путятін Володимир Дмитрович

Тези наукових доповідей (повідомлень)

 

Многие сооружения города интересны не только собственоархитектурными особенностями, но весомыми достижениямив области синтеза искусств. К сожалению, не все памятники дошли до нас в первозданном виде, многие из «их утрачены во время войн, неудачных перестроек, что усложняет процесс их исследования. Ранее данному вопросу мало уделяли внимания, кроме незначительных упоминаний об отдельных работах в «Історії українського мистецтва» (т. IV ин. 2), к. УРЕ. 1970) да в путеводителе «Харьков», архитектура, памятники, новостройки» (Харьков, «Прапор», 1985, составленном А. Ю. Лейбфрейдом, В. А. Реусовым, А. А. Тицем).

Первым стал использовать лепнину и скульптуру архитектор Б. Михайловский при оформлении фасадов зданий Городской думы и театра (ул. Сумская, 9). Большая часть этих произведений утрачена.

Здание театра перестраивалось Б. Г. Михайловским в формах французского ренессанса. Опираясь на пластическую декорацию Лувра, архитектор предусмотрел размещение скульптур на всех ярусах. Сохранилось лишь несколько фигур, а вот имя скульптора неизвестно.

Активно сотрудничали вместе зодчий А. Бекетов и мастер О. Якобе. Воспитанные на художественных шедеврах античности и ренессанса, они создавали целые пластические ансамбли на фасадах зданий, которые и ныне привлекают современных зрителей красотой и разнообразием сюжетных мотивов, всегда тяготея к древнегреческим классицистическим идеалам. Лучшими образцами совместных усилий этих художников можно считать декоративное оформление фасадов б. Замельного банка (пл. Советской Украины, 28) и частный особняк (ул. Совнаркомовская 10).

Ранее названные художники тяготели к эклектике, историзму. Другая группа архитекторов А. Горохов, А. Гинзбург, В. Покровский, А. Шпигель обращались к приёмам; стиля «модерн». Пластический декор их сооружений состоял из фантастических растительных мотивов, низких рельефов, женских масок и реже скульптур. Здания стиля «модерн» менее других поддаются систематизации, так как архитекторы ставили на первый план задачу построить неповторимое и даже чуть экстравагантное сооружение, нежели следовали каким-либо образцам или типам. Одним из наиболее уникальных является ансамбль декоративной пластики Купеческого банка и гостиницы «Астория» (пл. Розы Люксембург, 10), созданный скульптурной фирмой «Козлов и Дитрих». Впервые за всю историю города художественное оформление фасада выполнено в граните и по оригинальному проекту.

Наряду с модерном в городе развивается неоклассицизм.Достаточно вспомнить два доходных дома страховых обществ «Саламандра» и «Россия», чтобы убедить зрителя в значительности и крупномасштабности сооружений данного направления. До конца нашего века названные сооружения играют роль архитектурных доминант исторического центра Харькова. Многие здания в духе неоклассицизма подняли художественный уровень архитектуры столицы Слобожанщины па высоту современных европейских школ. Сюжетные мотивы декоративной пластики представляют современную интерпретацию древнегреческой культуры, а также аллегории производственной деятельности.

Внимательное изучение архитектурного наследия города, позволяет сделать вывод о том, что Харьков в начале XX века, благодаря развитию промышленности и финансового капитала, стал одним из центров широкого применения архитектурно-декоративной пластики наряду с Киевом, Львовом и Одессой.

Сегодня в конце XX века, многие из этих памятников разрушаются и требуют срочной реставрации, научного изучения и широкой популяризации.