Харківський історичний музей
Замовлення екскурсій
 +38(057)7313568

Судьба эпистолярного наследия Е.К. Редина

Побожій Сергій Іванович

1998

Четверті Сумцовські читання : матеріали наукової конференції, присвяченої 135-річчю з дня народження Є. К. Рєдіна, 18 квітня 1998 р. – Х., 1999.

 

Путешествуя по Италии в 1902 году, Е.К. Редин публикует в газете “Мирный труд” несколько писем, доверительно озаглавленных “Из писем к друзьям”.[1] Через год они выходят отдельной книгой.[2] Такая форма “отчета о путешествии” – явление, характерное для 19- начала 20 вв. Письма насыщены подробными описаниями не только итальянских городов, в которых побывал Е. Редин, но и личными впечатлениями от архитектуры и памятников изобразительного искусства – предмет научных интересов ученого. Харьковского профессора интересует все: начиная от манеры поведения итальянцев до характерных особенностей раннехристианского рельефа. Академический интерес Е. Редина к культуре прошлого переплетается с любознательностью путешественника. Будучи, например, в Вероне он посещает и гробницу, где по преданию была похоронена героиня шекспировской трагедии – Джульетта. Отдельным изданием выходит в 1906 году письмо Е. Редина с описанием посещения города Ассизи.

Одной из особенностей эпистолярного стиля Е. Редина являются его поэтические описания увиденных им мест. Многие высказывания его удивительно современны: “Туман навис над Ассизи; дождь непрерывно падает на землю... И суровый бедный городок принимает еще более печальный, суровый вид... Довольный впечатлениями от его памятников, навеянными благодаря его воспоминаниям об одной из замечательных эпох исторических, я уже собираюсь покинуть его и направиться в другие места этой чудной страны, богатой памятниками искусств, богатой и чудными видами природы – всем тем, что невольно влечет к себе каждого человека, у которого душа не покрылась плесенью себялюбия, погружения в одну заботу наживы, добывания суетных почестей и рангов мира сего”.[3]

Значительный корпус писем Е. Редина был, к счастью, опубликован профессором Н.Ф. Сумцовым после смерти Е. Редина.[4] Крайние даты писем: 15 мая 1898 г. – 4 июля 1905 г. Они – не только бесценный материал к биографии Е. Редина, но и характеризуют его как ученого. В них видна не только ученость Е. Редина, но и эмоциональное, непосредственное отношение к памятникам искусства Византии, Греции, Италии. Письма Е. Редина вначале поражают документальной скурпулезностью. Но в них иногда встречаешь сверкающую жемчужину – редкий, малоизвестный факт. Об одном из них идет речь в длинном письме из Хиландарского монастыря от 31 мая 1898 года: “Я сел у окна записывать впечатления от виденного, испытанного, а Н.П. Кондаков делает акварелью вид горы, на которой стоит церковь св. Антония Печерского...»[5]

В списке научных трудов мы не встретим исследований Е. Редина о творчестве А.С. Пушкина, но в письме от 17 мая 1899 года встречаем строки, из которых видно, что уже тогда, Е. Редин высоко оценил рисунки поэта, отмечая в них смелый рисунок, талантливость и художественный дар.[6]

Из этих писем мы узнаем о времени и цели приезда Е. Редина в Боромлю к Н. Сумцову, состоящей в путешествии их по Ахтырскому и Сумскому уездах.

А с каким восторгом и любовью описывает он свои впечатления от украинской культуры, где речь идет то ли об игре М. Кропивницкого, то ли о встрече с “Казаком Мамаем” – украинской народной картиной!

Оригиналы этих опубликованных Н. Сумцовым писем не найдены в архивах. По всей видимости, они были или переданы им в архив Харьковского университета /почти полностью погибшего/, или исчезли из архива самого Н. Сумцова.

В личном же фонде Н. Сумцова, хранящемся в Государственном историческом архиве в Киеве, нами обнаружено два письма Е. Редина к Н. Сумцову. В одном из них – от 24 января 1902 г. он сообщает о своей поездке в Путивль, которой остается доволен. В другом – от 23 августа 1907 /?/ г., делится своими впечатлениями о поездке в Финляндию.

Три письма Е. Редина, относящиеся к 1905-06 гг., обнаружены нами в Киеве в архиве-музее литературы и искусства. Наибольший интерес представляет письмо Е. Редина к Д. Багалею от 11 декабря 1905 года, в котором речь идет о программе по истории искусств для учащихся городской Рисовальной школы.[7]

Два письма Е. Редина В.Е. Данилевичу из Харькова и Севастополя /1902-03 гг./ хранятся в отделе рукописей Центральной научной библиотеки НАН Украины им. В.И. Вернадского. Во втором, наиболее интересном, речь идет о пребывании и занятиях Е. Редина в Севастополе и Херсонесе. Там же – три письма Е. Редина историку литературы Н.И. Петрову /граничные даты 1899-1905 гг./. В одном из них он просит Н. Петрова узнать, действительно ли в книгохранилище киевской духовной академии хранятся лицевые рукописи Козьмы Индикоплова. Тому же адресату 22 сентября 1905 года Е. Редин пишет: “Как быстро летит время! Давно ли был Харьковский арх.[еологический] съезд, а вот уже прошел и Екатеринославский! Я совершенно не заметил ушедшего времени и вообще замечаю, что годы летят весьма скоро, и обманывают твои надежды, планы... Хочешь сделать много, бросаешься за одним, другим, не успеешь сделать одно, как надо браться за новое...”[8]

В московском архиве литературы и искусства хранятся письма Е. Редина историку литературы и слависту А.И. Яцимирскому, В.Г. Дружинину, В.И. Срезневскому. Последнего Е. Редин в письме от 26 марта 1907 года благодарит за сообщение о рукописи Козьмы Индикоплова, просит сообщить более конкретные сведения о них.[9]

По всей видимости Е. Редину принадлежит рукопись “Миниатюры св. Рабуллы 586 года” /не подписанная/ на двух листах в Музее истории Харьковского государственного университета.[10] Здесь же встречаем и рапорт приват-доцента Е. Редина в историко-филологический факультет Харьковского университета от 19 марта 1901 г. с просьбой выделить для будущих выставок оборудование. Надо подразумевать, что речь идет о предстоящих выставках 12 Археологического съезда.[11]

Определенный интерес представляют и многочисленные письма священников Харьковской губернии Е. Редину с различной информацией, касающейся 12 Археологического съезда, прошедшего в 1902 г. в Харькове. Некоторые из них сообщают о том, что получили предметы церковного культа, предоставленные ими на выставку, другие – о том, что не могут пожертвовать их музею университета, о чем их, по-видимому, просил Е. Редин.

Конечно же, эпистолярное наледие Егора Кузьмича Редина не исчерпывается приведенными выше письмами. Что-то найдется в будущем в архивах. Но и имеющиеся образцы посланий Е. Редина рисуют нам облик человека для которого наука была самой жизнью.

            Литература 

1. Мирный труд. – 1902. – №№ 1, 2, 3, 4, 5. /За                                подписью Е. Кузьмич/.

2. Редин Е.К. Италия. Из писем к друзьям. – Х., 1903.

3. Редин Е.К. Ассизи. Письмо из Италии. – Х., 1906.

4. Сборник Харьковского историко-филологического общества. Издан в память проф. Е.К. Редина. – Х., 1913. – Т. 19. – С. 30-74.

5. Там же. – С. 35.

6. Там же – С. 46

7. Государственный архив-музей литературы и искусства Украины. –Ф. 208, Оп. 1, ед. хр. 448, л. 1.

8. Отдел рукописей Центральной научной библиотеки НАН Украины им. В.И. Вернадского. – Ф. ІІІ, ед. хр. 13709, л. 1.

9. Центральный государственный архив литературы и искусства /Москва/. – Ф. 436, оп. 1, ед. хр. 2903, л. 15.

10.         Музей истории ХГУ. – Ф. 1, оп. 4, п. 9.

11.         Музей истории ХГУ. – Ф. 1, оп. 4, п. 9.